Апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социальный проект [НЕ]рядом учит детей и родителей понимать друг друга

12.11.2021 09:00

Социальный проект [НЕ]рядом учит детей и родителей  понимать друг друга

Проект [НЕ]рядом: социальный театр (интенсив для подростков) 12+ с августа 2021 по май 2022 года в городе Кургане реализует Фонд поддержки театральной деятельности "Гулливер". В проекте активно задействованы родители подростков, поскольку решать проблемы во взаимопонимании лишь с одной из сторон крайне неэффективно.

Участники проекта — учащиеся 8 - 11 классов школ города Кургана и их родители

Цель проекта — сблизить подростка и родителей, помочь семьям обрести гармонию и взаимопонимание, установить доверительные и уважительные отношения между ребенком и его родителем.

Жанр проекта — социальный театр. Театр всегда был мостиком между воспитанием, образованием и развлечением. При эффективном использовании он служит превосходной площадкой для обсуждения различных деликатных вопросов, о которых не принято говорить публично.

Основная идея проекта: мобилизация творческих, интеллектуальных, личностных, духовных ресурсов подростков и их родителей с помощью театрального искусства для налаживания межпоколенческих связей, повышения осознанности целевой группы и снижения риска попадания подростков в девиантные группы.

Проект направлен на комплексную работу с подростком и его родителем, поэтапное устранение барьеров во взаимопонимании между ними, эмоциональное раскрепощение подростка и индивидуальную работу с родителем.

Участие в проекте бесплатное. Есть одно важное условие: В НЕМ МОГУТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ ТОЛЬКО ПАРЫ ПОДРОСТОК - РОДИТЕЛЬ.

2f5783bc95b7c1f40633711837e83030.jpg

Почему социальный театр

Данная профилактическая форма базируется на двух важных частях: спектакле на социально-значимую тему и на образовательном подготовительном блоке. Подготовка "настраивает" подростков на определенную тему, заинтересовывает, пробуждает чувства. В ходе второй части аудитория продолжает размышлять на заданную тему, получать достоверную информацию, формировать навыки поведения.

"Открыться" для подростка нелегко, иногда быть искренним страшно и больно. Здесь создается максимально дружеская и терапевтическая обстановка, подросткам предлагается несколько разных вариантов проявления творчества.

Над мероприятиями проекта работает большая команда профессиональных психологов, кураторов, постановщиков и дизайнеров — они построены на синтезе искусства и психологии.

4b1572b3316f5521dd3309cf273ec351.jpg

Структура проекта

В рамках проекта предусмотрено семь интенсивов для семи групп подростков и отдельно семи групп родителей (по 20 человек в каждой).

В программу интенсивов включены: арт-терапия, лекции, театральные читки современной драматургии, беседы-тренинги, экскурсия, спектакль.

Занятия родители и дети посещают параллельно, отдельно друг от друга, кроме двух совместных мероприятий. Это — экскурсия по Курганскому областному художественному музею и просмотр спектакля.

За 11 месяцев планируется провести 52 мероприятия, поддержку получат не менее 200 семей. Опыт, пройденный с одним ребенком, пригодится родителю для взаимодействия с другими членами семьи, особенно это повлияет на здоровые межпоколенческие связи в многодетных семьях.

Проект делится на четыре структурных блока:

  1. Сеансы арт-терапии для подростков (цель — эмоциональное раскрепощение и повышение уверенности в себе).
  2. Театральные читки современной драматургии о подростках для родителей и обсуждение главных идей с психологом (цель — повысить понимание своего ребенка и получить "инструкции" по общению с ним).
  3. Интерактивные беседы-лекции с психологом отдельно для подростков и их родителей (цель — выявление ключевых проблем).
  4. Совместный просмотр спектакля "Я буду" (созданный в рамках проекта в лаборатории "Я есть!" с привлечением участников театральных кружков и студий), визуально и эмоционально отражающий истории родителей и подростков (цель — совместное переживание эстетического опыта, примирение несогласий и налаживание межпоколенческих связей).

Проект начинается с арт-терапии для подростков, поскольку важно сделать акцент на проявлении их индивидуальности. "Открыться" для подростка не всегда легко, ведь социум не всегда ждет проявления настоящей личности, иногда быть искренним страшно и больно. Но на проекте создается максимально дружеская и терапевтическая обстановка, предлагается несколько разных вариантов проявления творчества: рисовать, создавать из фольги образ своей семьи, работать с метафорическими картами и многое другое. Арт-терапию также проводит психолог, делая это бережно и внимательно.

Пока подростки находятся в процессе арт-терапии, для родителей организуется театральная читка: они слушают адаптацию одной из современных пьес. После прочтения пьесы — обсуждение, которое проводит психолог. Цель обсуждения состоит в том, чтобы выявить ключевые темы и страхи во взаимодействии с подростком, понять, что конкретно мешает гармонии в семье. Уловить, какие есть индивидуальные проблемы, а какие – максимально схожи в разных семьях.

В обсуждении затрагиваются вопросы:

  • можно ли переходить личное пространство подростка из-за волнения за него (читать переписки, дневники)
  • что делать, если в коммуникации кризис: подросток совсем закрылся или дома постоянные ссоры
  • как компенсировать внимание подростку, если совсем нет времени проводить с ним досуг из-за работы

Итогом обсуждения становится формирование ряда вопросов, которые затем будут затронуты на следующем мероприятии для родителей: на лекции с психологом.

7843a89a6b27ba5ccaaa0da4620bbef1.jpg

Между театральной читкой и обсуждением организовывается чаепитие, во время которого родители могут непринужденно пообщаться, познакомиться и обменяться своими мыслями об услышанном.

Следующий шаг - театральная читка для подростков с обсуждением услышанного.

За этим следуют две интерактивные лекции с психологом (отдельно для подростков и родителей). Подростки обращаются к системе ценностей, вспоминают знаменитую пирамиду Маслоу — описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных. (Абрахам Маслоу сформулировал теорию в 1954 году в работе "Мотивация и личность"). Оценивают, насколько в своей семье удовлетворяются базовые потребности. С помощью арт-терапевтических приемов, предложенных психологом, осознание происходило увлекательно и постепенно.

Говорят о том, что такое позитивное мировосприятие, что может разрушить существующую гармонию, как вернуть прежний мир? А будет ли он безоблачным, прежним этот мир?

В конце лекции психолог отвечает на вопросы от подростков. На недавно прошедшей лекции это были следующие вопросы:

  • Есть ли у мечты срок годности?
  • Как бороться с тревожностью?
  • После школы хочу в один институт, а родители настаивают на другом. Как быть?
  • А можно родителям наказывать своих детей?
  • Почему нас постоянно сравнивают и ставят кого-то в пример?
  • Как доказать родителям мою взрослость?
  • О чем нельзя рассказывать психологу?

После насыщенных интерактивов родители и подростки вместе посещают выставки в художественном музее.

Общим финальным мероприятием становится спектакль по мотивам реальных историй подростков, их мыслей и переживаний. Постановку готовят два режиссера: в течение четырех дней они проводят театральную лабораторию "Я есть!" для десяти подростков, обучающихся в творческих студиях города по направлениям танец, живопись, музыка, театр и другие. Ребятам предлагается участие в играх, этюдах, актерских тренингах и мастер-классах на раскрепощение и общение.

График лаборатории "Я есть!":

  • знакомство-интервью, самопрезентация в художественном пространстве
  • обмен историями (анонимно). Работа с категориями: "я был", "прошлое"
  • звуки будущего - мечта! Работа с категориями "я хочу", "будущее"
  • создание мини-картины, шаржа через художественное пространство и музыку. Работа с категориями: "я понял", "настоящее".

teatr-gulliver_biblioteka-kulikova-2.jpg

Первые итоги

В рамках проекта закончились первые интерактивы для подростков и их родителей, а также занятия первой театральной лаборатории "Я есть!", подготовившей спектакль "Я буду". Он полностью основан на реальных историях. Премьера спектакля с последующим обсуждением состоится в ближайшее время.

И взрослые, и подростки признаются: благодаря проекту они стали лучше понимать друг друга.

Катя Кокорина, участница проекта [НЕ]рядом: "Мы можем сами выражать свои эмоции, делиться своими мыслями".

Аня Митрофанова, участница проекта [НЕ]рядом: "Тут на самом деле очень классно. Узнаешь очень много новых людей, т.е. очень много новых эмоций, впечатлений. Можешь делиться своими историями и слушать истории других".

Родители участников проекта также сообщают, что стали больше разговаривать с детьми, а ребята стали более спокойными и общительными.

По материалам открытых источников