Проект [НЕ]рядом: социальный театр (интенсив для подростков) 12+ с августа 2021 по май 2022 года в городе Кургане реализует Фонд поддержки театральной деятельности "Гулливер". В проекте активно задействованы родители подростков, поскольку решать проблемы во взаимопонимании лишь с одной из сторон крайне неэффективно.
Участники проекта — учащиеся 8 - 11 классов школ города Кургана и их родители
Цель проекта — сблизить подростка и родителей, помочь семьям обрести гармонию и взаимопонимание, установить доверительные и уважительные отношения между ребенком и его родителем.
Жанр проекта — социальный театр. Театр всегда был мостиком между воспитанием, образованием и развлечением. При эффективном использовании он служит превосходной площадкой для обсуждения различных деликатных вопросов, о которых не принято говорить публично.
Основная идея проекта: мобилизация творческих, интеллектуальных, личностных, духовных ресурсов подростков и их родителей с помощью театрального искусства для налаживания межпоколенческих связей, повышения осознанности целевой группы и снижения риска попадания подростков в девиантные группы.
Проект направлен на комплексную работу с подростком и его родителем, поэтапное устранение барьеров во взаимопонимании между ними, эмоциональное раскрепощение подростка и индивидуальную работу с родителем.
Участие в проекте бесплатное. Есть одно важное условие: В НЕМ МОГУТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ ТОЛЬКО ПАРЫ ПОДРОСТОК - РОДИТЕЛЬ.
Почему социальный театр
Данная профилактическая форма базируется на двух важных частях: спектакле на социально-значимую тему и на образовательном подготовительном блоке. Подготовка "настраивает" подростков на определенную тему, заинтересовывает, пробуждает чувства. В ходе второй части аудитория продолжает размышлять на заданную тему, получать достоверную информацию, формировать навыки поведения.
"Открыться" для подростка нелегко, иногда быть искренним страшно и больно. Здесь создается максимально дружеская и терапевтическая обстановка, подросткам предлагается несколько разных вариантов проявления творчества.
Над мероприятиями проекта работает большая команда профессиональных психологов, кураторов, постановщиков и дизайнеров — они построены на синтезе искусства и психологии.
Структура проекта
В рамках проекта предусмотрено семь интенсивов для семи групп подростков и отдельно семи групп родителей (по 20 человек в каждой).
В программу интенсивов включены: арт-терапия, лекции, театральные читки современной драматургии, беседы-тренинги, экскурсия, спектакль.
Занятия родители и дети посещают параллельно, отдельно друг от друга, кроме двух совместных мероприятий. Это — экскурсия по Курганскому областному художественному музею и просмотр спектакля.
За 11 месяцев планируется провести 52 мероприятия, поддержку получат не менее 200 семей. Опыт, пройденный с одним ребенком, пригодится родителю для взаимодействия с другими членами семьи, особенно это повлияет на здоровые межпоколенческие связи в многодетных семьях.
Проект делится на четыре структурных блока:
- Сеансы арт-терапии для подростков (цель — эмоциональное раскрепощение и повышение уверенности в себе).
- Театральные читки современной драматургии о подростках для родителей и обсуждение главных идей с психологом (цель — повысить понимание своего ребенка и получить "инструкции" по общению с ним).
- Интерактивные беседы-лекции с психологом отдельно для подростков и их родителей (цель — выявление ключевых проблем).
- Совместный просмотр спектакля "Я буду" (созданный в рамках проекта в лаборатории "Я есть!" с привлечением участников театральных кружков и студий), визуально и эмоционально отражающий истории родителей и подростков (цель — совместное переживание эстетического опыта, примирение несогласий и налаживание межпоколенческих связей).
Проект начинается с арт-терапии для подростков, поскольку важно сделать акцент на проявлении их индивидуальности. "Открыться" для подростка не всегда легко, ведь социум не всегда ждет проявления настоящей личности, иногда быть искренним страшно и больно. Но на проекте создается максимально дружеская и терапевтическая обстановка, предлагается несколько разных вариантов проявления творчества: рисовать, создавать из фольги образ своей семьи, работать с метафорическими картами и многое другое. Арт-терапию также проводит психолог, делая это бережно и внимательно.
Пока подростки находятся в процессе арт-терапии, для родителей организуется театральная читка: они слушают адаптацию одной из современных пьес. После прочтения пьесы — обсуждение, которое проводит психолог. Цель обсуждения состоит в том, чтобы выявить ключевые темы и страхи во взаимодействии с подростком, понять, что конкретно мешает гармонии в семье. Уловить, какие есть индивидуальные проблемы, а какие – максимально схожи в разных семьях.
В обсуждении затрагиваются вопросы:
- можно ли переходить личное пространство подростка из-за волнения за него (читать переписки, дневники)
- что делать, если в коммуникации кризис: подросток совсем закрылся или дома постоянные ссоры
- как компенсировать внимание подростку, если совсем нет времени проводить с ним досуг из-за работы
Итогом обсуждения становится формирование ряда вопросов, которые затем будут затронуты на следующем мероприятии для родителей: на лекции с психологом.
Между театральной читкой и обсуждением организовывается чаепитие, во время которого родители могут непринужденно пообщаться, познакомиться и обменяться своими мыслями об услышанном.
Следующий шаг - театральная читка для подростков с обсуждением услышанного.
За этим следуют две интерактивные лекции с психологом (отдельно для подростков и родителей). Подростки обращаются к системе ценностей, вспоминают знаменитую пирамиду Маслоу — описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных. (Абрахам Маслоу сформулировал теорию в 1954 году в работе "Мотивация и личность"). Оценивают, насколько в своей семье удовлетворяются базовые потребности. С помощью арт-терапевтических приемов, предложенных психологом, осознание происходило увлекательно и постепенно.
Говорят о том, что такое позитивное мировосприятие, что может разрушить существующую гармонию, как вернуть прежний мир? А будет ли он безоблачным, прежним этот мир?
В конце лекции психолог отвечает на вопросы от подростков. На недавно прошедшей лекции это были следующие вопросы:
- Есть ли у мечты срок годности?
- Как бороться с тревожностью?
- После школы хочу в один институт, а родители настаивают на другом. Как быть?
- А можно родителям наказывать своих детей?
- Почему нас постоянно сравнивают и ставят кого-то в пример?
- Как доказать родителям мою взрослость?
- О чем нельзя рассказывать психологу?
После насыщенных интерактивов родители и подростки вместе посещают выставки в художественном музее.
Общим финальным мероприятием становится спектакль по мотивам реальных историй подростков, их мыслей и переживаний. Постановку готовят два режиссера: в течение четырех дней они проводят театральную лабораторию "Я есть!" для десяти подростков, обучающихся в творческих студиях города по направлениям танец, живопись, музыка, театр и другие. Ребятам предлагается участие в играх, этюдах, актерских тренингах и мастер-классах на раскрепощение и общение.
График лаборатории "Я есть!":
- знакомство-интервью, самопрезентация в художественном пространстве
- обмен историями (анонимно). Работа с категориями: "я был", "прошлое"
- звуки будущего - мечта! Работа с категориями "я хочу", "будущее"
- создание мини-картины, шаржа через художественное пространство и музыку. Работа с категориями: "я понял", "настоящее".
Первые итоги
В рамках проекта закончились первые интерактивы для подростков и их родителей, а также занятия первой театральной лаборатории "Я есть!", подготовившей спектакль "Я буду". Он полностью основан на реальных историях. Премьера спектакля с последующим обсуждением состоится в ближайшее время.
И взрослые, и подростки признаются: благодаря проекту они стали лучше понимать друг друга.
Катя Кокорина, участница проекта [НЕ]рядом: "Мы можем сами выражать свои эмоции, делиться своими мыслями".
Аня Митрофанова, участница проекта [НЕ]рядом: "Тут на самом деле очень классно. Узнаешь очень много новых людей, т.е. очень много новых эмоций, впечатлений. Можешь делиться своими историями и слушать истории других".
Родители участников проекта также сообщают, что стали больше разговаривать с детьми, а ребята стали более спокойными и общительными.
По материалам открытых источников