Столичные библиотеки решили перенять опыт западных коллег и создать на базе своих учреждений так называемые группы продленного дня для школьников. Теперь у родителей есть возможность после школы оставлять детей в библиотеках, где они смогут делать уроки под надзором студентов педагогических вузов, читать книги и расширять свой кругозор. И если многие школы сейчас пытаются сделать продленку платной, то библиотеки предоставляют эту услугу безвозмездно и не менее качественно.
Основные задачи проекта:
- сделать продленку доступной;
- привлечь новых посетителей в библиотеку;
- предоставить практику студентам;
- обеспечить организованные занятия для детей вне школы;
- возродить любовь к чтению среди детей.
Реализация проекта
Подобные эксперименты уже проводились в ряде московских библиотек, но в масштабный общегородской проект идея превратилась только сейчас. «Продленка» стартовала в ноябре прошлого года и успешно реализуется уже в нескольких московских библиотеках. Правда, оставить ребенка пока можно только на три часа и не каждый день, но если услуга будет востребованной, то, возможно, продленка начнет работать ежедневно.
Большинство посетителей библиотек – это дети в возрасте от 7 до 8 лет, хотя сам проект задумывался для детей возрастной группы от 6 до 12 лет. Регулярно поступают запросы и от родителей дошкольников, но пока библиотеки не готовы принять столь юных посетителей по причине нехватки кадров, готовых и умеющих работать с малышами.
Помимо выполнения домашнего задания и чтения книг, школьники в рамках продленки участвуют в различных мастер-классах и играют в развивающие игры.
Во многих столичных библиотеках даже был сделан ремонт.
Так, например, читательский зал библиотеки N30 после масштабной реконструкции был поделен на зоны, и для продленок выделили отдельной пространство. Сейчас там установлены компьютеры с доступом в Интернет. А вот в библиотеках №13 и 14 оборудованы отдельные помещения для выполнения домашнего задания. Планируется, что ремонт пройдет во всех крупных столичных библиотеках, и все учреждения станут современными и уютными.
Группы в «Продленку» набираются небольшие, не более 15 детей, и занимаются с ними 4 вожатых. Обычно это студенты педагогических вузов, а также волонтеры, прошедшие специальное обучение в городской «Школе вожатых». К слову, это учреждение также готовит молодых людей для работы в детских лагерях, так что для них участие в проекте – это еще и хорошая практика перед летним сезоном.
Что же касается финансовой стороны, то проект не требует никаких инвестиций. Основные затраты на содержание детей на школьной продленке составляет организация питания, приобретение необходимого инвентаря и оплата работы воспитателей. В библиотеках детей не кормят, но они всегда могут принести с собой бутерброды, фрукты или сладости. Устраивать буфеты нерентабельно и бессмысленно: скорей всего, их содержание не будет окупаться, и, приходя всего на три часа, дети вполне могут обойтись едой из дома. Главный же «инвентарь» на таких продленках – это книги, которые всегда есть в наличии.
Перспективы проекта
Проект в тестовом режиме будет реализовываться до конца года. На данный момент существует одна проблема – это нехватка людей, готовых работать на бесплатной основе несколько часов в неделю. Но организаторы уже придумали решение и этой проблемы. Ежегодно учащимся на педагогических специальностях студентам необходима практика. Если предложить им производственную практику проходить на продленке в библиотеках, то выиграют все – студенты получат необходимые навыки работы с детьми и зачет по практике, а библиотеки и дети получат наставников, готовых работать бесплатно.
К проекту активно присоединяются столичные библиотеки. О своей готовности поддержать инициативу заявили и в регионах. Так, например, в Ростове в библиотеках по выходным проходят так называемые «Литературные гостиные», которые по своему формату очень напоминают столичные продленки.
Информация для родителей
Узнать подробное расписание и записать ребёнка можно по телефонам библиотек: 8 (499) 235-41-69 (детская библиотека № 14) и 8 (499) 256-71-65 (библиотека № 10).