Игра – одно из самых важных занятий ребенка, потому что в процессе игры ребенок развивает новые навыки и познает мир. Психологи отмечают важность участия в играх именно отца, но зачастую мужчины не принимают в них участия, переложив это на плечи женщин. Обычно это происходит не из-за нежелания мужчин общаться со своими детьми, а просто потому, что они не умеют играть с ними.
Задачей проекта «Играем с папой», недавно стартовавшего в Архангельске, является вовлечение через игровые техники отцов в воспитание детей. Отцы учатся играть с ребенком на улице и дома в подвижные и настольные игры, узнают возрастные особенности игровой деятельности, превращая воспитание ребенка в занимательную игру и насыщая детско-родительские отношения доверием и пониманием.
Проект объединяет ресурсы и опыт работы общественных организаций «Арт-Север», «Новый взгляд» и «Совет отцов Архангельской области». Партнерами проекта стали специалисты муниципального психолого-педагогического центра «Леда».
Проект «Играем с папой» развернется на пяти площадках в Архангельске и Северодвинске. А участниками ивентов станут активные папы и их дети со всей Архангельской области и из-за ее пределов.
Ознакомиться с расписанием мероприятий, организованных в рамках проекта, и его событиями можно в социальной сети «ВКонтакте».
Итогом проекта станет выпуск методического пособия – сборника игровых техник, который будет распространяться на территории всей Архангельской области.
Структура занятий
Участниками проекта могут стать мужчины любого возраста, у которых есть дети от 3 до 14 лет. Для участия в проекте предварительно нужно записаться на занятия в социальных сетях, указав количество и возраст детей. Занятия проходят по субботам в центре «Леда» один раз в две недели. Это целый комплекс мероприятий, который включает в себя как практику, так и теорию. Длительность каждого занятия – 1 час.
Организаторы объединяют семьи в группы в зависимости от возраста детей, подбирая игры для определенного возраста. На таких встречах родители и дети пробуют себя в различных настольных играх: карточных, на внимание и концентрацию, а также в классических настольных «бродилках». С каждой группой «играет» тренер-игротехник, который разъясняет правила и учит пап «иногда уступать», чтобы ребенок не терял интерес к продолжению игры.
В каждом возрасте свои развлечения
Когда дети достигают трех лет, игровая деятельность актуализируется. Именно в этом возрасте – с трех до шести лет – закладываются основы познания мира и развития личности человека, поэтому особое внимание следует уделить сюжетно-ролевым играм. Когда ребята играют в большой группе и нарушают правила, сверстники перестают с ними общаться – это первые санкции. Ребенок понимает: либо он играет по правилам и принят обществом, либо нарушает их и становится аутсайдером. Сюжетно-ролевые игры помогают детям освоить простые принципы взаимоотношений в обществе.
Одна из таких игр, максимально приближенных к реальности, – игра в магазин. Возможно, папы решат, что это недостаточно «мужское» занятие. Но, если мы хотим, чтобы ребенок рос самостоятельным, не боялся после школы купить хлеб в супермаркете, мы должны заранее во время игры показать ему, как действовать в этой ситуации.
Игры для тинейджеров
Подростки, несмотря на их нигилизм, очень нуждаются в общении, и они также с удовольствием играют с родителями. Это могут быть и настольные, и подвижные игры. Школьное детство часто связано с походами, спортивными состязаниями – во всем этом может принимать участие папа.
Кроме того, сейчас очень развита индустрия настольных игр. Появляется масса новых игр, в то же время во многих семьях сохранились и игры из советского детства: домино, лото и т. д. Папы в глазах детей – это статусные ответственные личности, но, когда они возвращаются на уровень ребенка во время игры, отношения становятся ближе.
Можно играть и в компьютерные игры, ведь от современных технологий мы отказаться не можем – это неотъемлемая часть нашей жизни. Часто мамы и папы жалуются, что их чадо много времени проводит за компьютером, однако они не знают, какими именно играми их дети увлечены. Это неправильно. Чтобы быть с сыном или дочерью на одной волне, родители должны включаться в процесс игры. Но, конечно, обязательно нужно соблюдать меру.
Отец для детей в подростковом возрасте – это наставник. Папы умеют грамотно разрешать конфликты, потому что не столь подвержены эмоциям, как это часто бывает с женщинами. Они объективнее, чем мамы, и более четко формулируют правила.
К слову, папы дают больше свободы и самостоятельности детям. Связано это с психофизиологическими особенностями: мама учит ребенка эмоциональной привязанности, а папа – эмоциональной независимости. Папа учит говорить «нет». Кроме того, отцы больше склонны к риску: они могут катать детей «на загривке», крутить «самолетиком», подкидывать. Отказываться от таких «опасных» игр нельзя – это профилактика личностной тревожности: во время таких забав ребенок учится доверять окружающему миру и в первую очередь главному защитнику семьи – своему отцу.
Брендом проекта «Играем с папой» стало словосочетание «Поморский папа» – как символ того, что в Поморье (так называют Архангельскую область) отцы активные, ответственные, включенные в процесс воспитания детей на равных позициях с мамами.
Ольга Бобрецова, психолог, автор проекта «Играем с папой»