3) Телефон доверия - оказание экстренной социально-психологической и информационной помощи семьям, детям и другим категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной или психологической ситуации.
Не секрет, что любую проблему лучше предупреждать, чем решать. Поэтому в Томской области особое внимание уделяется профилактике. Например, положительно зарекомендовала себя технология раннего выявления семейного неблагополучия.
Описание технологии:
Технология раннего выявления семейного неблагополучия и работы со «случаем»
Основные подходы:
1) Семейно-ориентированный подход.
Данный подход признан наиболее аффективным, так как в фокусе внимания специалистов оказывается не только ребенок, но и семья, ее окружение и среда. Этот подход обеспечивает работу с собственными ресурсами всех членов семьи и людей, ее окружающих. Семейно-ориентированный подход требует объединения усилий и совместной работы специалистов разного профиля для эффективного решения задач по реабилитации семьи.
Ценности семейно-ориентированного подхода:
- целостность семьи;
- права родителей условны;
- права детей абсолютны;
- право семьи на самоопределение;
- уважение уникальности каждой личности;
- уважение права членов семьи на то, чтобы жить в соответствии с ценностями, стандартами и понятиями, которые соответствуют их «корням», их культурному наследию.
Принципы практической реализации семейно-ориентированного подхода:
Семья рассматривается в качестве главного объекта социальной работы. Социальные работники делает все от них зависящее для того, чтобы укрепить и поддержать семью - идеальную среду, которая может в полном объеме удовлетворить потребности ребенка и соблюсти его наилучшие интересы. Специалисты стремятся к тому, чтобы работа по защите детей по мере возможности велась в рамках их собственных семей, сообществ и культур. Забота об укреплении и сохранении семей продиктована нашей убежденностью в том, что именно семья способна лучше всех решить задачу удовлетворения потребностей ребенка и защиты его интересов. Оказывая услуги, призванные расширить возможности родителей в плане ухода за детьми, органы защиты детей в конечном итоге защищают права родителей.
Если существует значительный риск того, что, даже получая всестороннюю помощь и поддержку со стороны органов защиты детей, семья окажется не в состоянии надлежащим образом защитить ребенка, подверженного риску плохого обращения, специалисты обязаны рассмотреть другие пути обеспечения безопасности ребенка. В таких случаях обязанность по защите ребенка требует, чтобы его права имели преимущественную силу по сравнению с правами семьи.
При этом социальные работники исходят из того, что подобная ситуация носит временный характер, и со временем удастся воссоединить семью и восстановить права родителей на опеку над ребенком. Иными словами, права родителей не должны ущемляться ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев, когда это единственный способ защитить ребенка.
«Поскольку мы полностью отдаем себе отчет в том, что изъятие ребенка из семьи может нанести ему серьезную психологическую травму, мы стремимся разместить его в среду, которая как можно больше напоминает ему дом, создает минимум ограничений и максимально близка ему в культурном плане; как правило, ребенок размещается в семью, проживающую в его сообществе, расположенную как можно ближе к его собственному дому, - говорят тамбовские специалисты. - Прежде чем разместить ребенка в семейном детском доме, мы стараемся разместить его у дальних родственников или соседей».
«Даже когда нам не удается избежать изъятия ребенка из семьи, мы по-прежнему рассматриваем всю семью в качестве главного получателя наших услуг, - продолжают специалисты. - Члены семьи вовлекаются в совместную работу с целью разрешения проблем, приведших к плохому обращению с ребенком, разработки и реализации плана воссоединения. Тем самым мы не только повышаем вероятность успешного воссоединения, но и сохраняем отношения между ребенком и его семьей, поддерживая у ребенка осознание своей принадлежности к семье. Вовлечение родителей во все аспекты планирования социальной работы, периодическое посещение семьи, из которой изъят ребенок, на протяжении всего времени, пока он находится в учреждении или замещающей семье, а также интенсивное оказание социальных услуг позволяют в скором времени обеспечить воссоединение семьи, и восстановление родителей в своих правах. Подобная работа с родителями позволяет защитить и сохранить их права».
Если многократные интенсивные попытки укрепить семью и обеспечить ее воссоединение не приносят желаемых результатов, то права ребенка вновь приобретают преимущественную силу, и главной целью социального работника становится подбор семьи, в которую ребенок будет размещен на постоянной основе, будь то путем усыновления, передачи прав опеки или попечительства, либо путем использования других законодательно установленных механизмов. Таким образом, и в этом случае применяемый подход сохраняет свой «семейно-ориентированный» характер, поскольку в центре внимания остается семья, в которую на постоянной основе размещается ребенок, нуждающийся в уходе. При этом основополагающим принципом всей системы ценностей, философского обоснования и нормативной базы работы по защите детей остается необходимость защиты интересов детей, что в некоторых случаях - а именно в случаях, когда органами защиты детей исчерпаны все другие возможности - может приводить к изъятию ребенка из семьи и ограничению родительских прав. Нельзя забывать о том, что если, несмотря на все усилия защита ребенка невозможна без ограничения родительских прав, то есть все юридические и этические права на то, чтобы поставить интересы ребенка на первое место.
2) Межведомственный (междисциплинарный) подход.
Данный подход понимается как совместная работа специалистов, представляющих различные сферы и области знания, составляющих единую команду с распределением ролей и функций каждого участника работы.
Данный подход направлен на преодоление барьеров и границ между отдельными дисциплинами и ведомствами, увеличение возможных связей, построение сотрудничества, которое позволяет формировать единый взгляд на семью и ребенка, их сильные стороны и проблемы, планировать реабилитационную деятельность.
3) Комплексный подход.
Данный подход базируется на всестороннем рассмотрении случая нарушения прав ребенка и семейного неблагополучия с учетом индивидуальных особенностей, истории семьи, факторов риска и ресурсов семьи и привлечении к совместной работе с семьей и ребенком всех необходимых специалистов и оказании семье необходимого комплекса реабилитационных услуг.
4) Субъект - субъектный (партнерский) подход.
Данный подход предполагает, что семья принимается как полноценный партнер во всех стадиях работы со случаем: с момента установления контакта и расследования, до закрытия случая.
И, безусловно, одним из условий устойчивости и эффективности функционирования системы профилактики различных проблем детей, является создание областной системы повышения профессиональной компетентности и поддержки специалистов помогающих профессий, работающих с детьми и семьями группы риска.
В процессе формирования данной системы:
- разработаны и успешно апробированы программы обучения специалистов помогающих профессий технологиям «Раннее выявление фактов жестокого обращения с ребенком», «Работа со случаем междисциплинарной команды»; «Обучение для людей с умственными и физическими ограничениями в местном сообществе»; «Раннее вмешательство с целью профилактики отказов от детей с особенностями в развитии»; «Супервизия процесса внедрения инновационных технологий в сфере профилактики социального сиротства»;
- подготовлена областная группа тренеров, методистов-супервизоров, которая проводит обучение специалистов помогающих профессий не только в Томской области, но также в семи субъектах Российской Федерации;
- в Томском государственном университете разработано 15 новых программ обучения, идет подготовка открытия новой специализации "Социальная работа с детьми и семьей".
В 2009 году, в рамках мероприятий региональной целевой программы «Право ребенка на семью», реализуемой совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создан областной учебно-методического центр (УМЦ). В деятельности УМЦ при обучении специалистов определены следующие приоритетные направления:
- Подготовка специалистов, работающих по технологии раннего выявления семейного неблагополучия и работы со «случаем;
- Подготовка специалистов, занятых: в реализации профилактических услуг семьям и детям.
УМЦ разработаны 3 образовательные программы по 72 часа для кураторов «случая», работающих с семьями на раннем и позднем кризисе; 2 программы для методистов-супервизоров и семь учебных программ для специалистов профилактических услуг. За 2009-2010 годы обучено - 595 специалистов. Разработано 15 методических пособий для специалистов, работающих с семьей и детьми.
Организовано методическое сопровождение специалистов, работающих со «случаем», в форме разборов трудных случаев на рабочих местах. В 2010 году разработан и проведен мониторинг по семи профилактическим услугам. Разработаны количественные и качественные критерии, показатели, индикаторы по которым можно измерять эффективность услуги. Кроме этого разработаны анкеты для получения обратной связи от получателей услуг - детей, родителей и других членов семей. Внедряется мониторинг работы специалистов, работающих со «случаем».