Вопрос специалисту
Двойные стандарты: не делай как я

Двойные стандарты: не делай как я

Двойные стандарты: не делай как я


«Почему мне нельзя?» — нередко слышат от ребенка родители в ответ на свой запрет или возмущение. И отвечают: «Это плохо. Не делай как я». Практика показывает, что силу это «нельзя» иметь не будет. Подобное поведение родителей демонстрирует двойные стандарты воспитания.

Что такое двойные стандарты

Смысл двойных стандартов отражен в принципе «Мне можно, а тебе нельзя».

В семье двойные стандарты выглядят так:

  1. То, что требуется от одного человека, является необязательным для другого.
  2. То, что запрещается одним родителем, разрешается другим.

Двойные стандарты всегда ассоциируются с понятием «нечестно». При равных правах и требования должны быть одинаковыми: всем надо соблюдать правила дорожного движения, складывать, а не бросать свои вещи, убирать за собой.

Двойные стандарты в семье

Семья – это маленькое государство, живущее по своим правилам и принципам. Правила помогают упорядочивать жизнь семьи, избегая конфликтов и произвола. Правила помогают делать жизнь более понятной, так как о многих моментах можно договориться заранее.

Однако часто бывает так, что правила соблюдаются далеко не всегда и не всеми. При этом за нарушение правил одних членов семьи наказывают, а другим это сходит с рук. Вот такое избирательное применение правил называют двойными стандартами.

Приведем нескольких типичных семейных ситуаций:

  • ребенка ругают за неубранную постель, при этом у взрослых она не заправлена;
  • одного ребенка наказывают за брошенные вещи в коридоре, а за другого мама аккуратно развешивает одежду;
  • грубость одного ребенка игнорируется, а другого заставляют извиняться за каждое слово;
  • родители позволяют себе использовать в речи нецензурные выражения, но за подобные слова наказывают детей;
  • мы учим детей, что обманывать плохо, но придумываем вместе с ребенком причину его отсутствия в школе;
  • папа ругает сына за принесенный из школы чужой карандаш, но при этом обещает принести с работы кучу бумаги.

Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, когда что-то нельзя одним и можно другим. Двойные стандарты в обществе нас очень возмущают, но мы не замечаем, как создаем и поддерживаем их в собственной семье.

Почему появляются двойные стандарты

  • Борьба за власть в семье. Ребенку часто даются взаимоисключающие указания. Мама приучает ребенка к самостоятельности и требует убирать игрушки, а бабушка тихонько все делает за него, считая, что к вечеру малыш устает. Если ситуация обнаруживается, то возникает скандал. Как правило, ребенок слушает того, кто побеждает в конфликте.
  • Смена настроения у взрослых. Часто в хорошем настроении родители разрешают многое из того, что запрещают в плохом. Малыш оставляет обувь прямо на пороге, мама делает замечание и убирает в сторону (на полку). Это происходит ежедневно, пока однажды мама в спешке не спотыкается о детские сапожки, и тогда серьезно наказывает за то, что ежедневно дозволялось.
  • Непоследовательность. Мама требует от ребенка что-то сделать немедленно, но по ранней договоренности это можно было сделать позже. На возражения ребенок слышит ответ: «Мало ли что я говорила раньше, делай то, что я говорю сейчас». У папы все проще: «Ты меня слышишь? Значит, делай». Все возражения против того, что мама (бабушка, дедушка) говорили другое, не принимаются.
  • Родители не соблюдают нормы морали и нравственности, которым учат ребенка:
    • мы учим ребенка не хвастаться, а сами привираем при общении с подругами;
    • учим не врать, но при этом легко придумываем причину опоздания на работу;
    • учим не завидовать, а сами обсуждаем покупку подруги или соседа;
    • улыбаемся родственникам, дарим комплименты друзьям и в то же время ругаем их, когда они уходят;
    • соблюдаем скоростной режим на дороге только потому, что стоит видеокамера или машина ГИБДД;
    • разрешаем ребенку что-то запретное и просим его никому об этом не рассказывать.

Согласитесь, что подобное поведение в той или иной степени свойственно большинству взрослых — мы констатируем, что так делать нельзя, но продолжаем так поступать.

Последствия двойных стандартов

Двойные стандарты негативно влияют на эмоциональное благополучие ребенка и проекцию его будущей жизни. Неопределенность всегда ставит ребенка в тупик. При этом его растерянность связана не столько со стремлением сделать что-то правильно, сколько с желанием избежать наказания или получить выгоду.

Хорошо, если ребенок понимает причины нарушения тех или иных правил. Когда человек видит выбор других, то учится целеполаганию и планированию действий. В будущем его действия будут осознанными, а выбор взвешенным.

Важно объяснять ребенку, зачем нужны правила. Некоторые из них для безопасности, а другие для упорядочивания жизни в семье и общего благополучия.

Как избежать двойных стандартов

  1. Каждое правило обсуждайте вместе с ребенком
  2. Всегда объясняйте причину тех или иных запретов, предлагайте альтернативные варианты. Например: Одному включать компьютер нельзя, играть можно только под присмотром взрослых.
  3. Основные воспитательные моменты обязательны для всех взрослых. Не допускайте, чтобы в семье происходила борьба за внимание ребенка.
  4. Будьте последовательны в воспитании. Доводите до конца свои требования, контролируйте на первых порах их выполнение.

И главное, показывайте правильный пример. Помните, что ребенок воспитывается не ушами, а глазами. Английская пословица гласит: «Не воспитывай детей, они всё равно будут похожи на тебя. Воспитывай себя».

Светлана Садовникова

Фото с сайта sarafan-news.ru

Ваш ребенок ‒ визуал, аудиал, кинестет или дигитал? Самое время выяснить это с помощью теста, подготовленного педагогом-психологом Екатериной Широковой! Ведь понимание типа восприятия ребенка помогает увеличить качество и скорость его обучения и развития.
Пройти тест