Если невозможно заставить и нереально переупрямить
Воспитание детей – априори нелегкая работа, которая усложняется по мере взросления наших чад. Возникают вопросы: «Как влиять на почти взрослого сына или дочь-старшеклассницу?», «Как научиться управлять неуправляемыми детьми?», «Какие меры принимать?». Давайте разбираться: что мы имеем в своём арсенале и как это использовать.
Рычаги воздействия родителей на подростков
Принуждение и запреты воспринимаются подростками в штыки, поэтому с этими инструментами нужно обращаться осторожно, чтобы не испортить отношения. К принуждениям и запретам стоит прибегать в крайних случаях, когда речь идёт о наркотической зависимости, суицидальных наклонностях, вовлечении в секту, анорексии – когда существует угроза жизни и здоровью ребенка. Здесь важно любыми способами «оттащить от края», не допустить беды. В остальных случаях лучше использовать другие рычаги воздействия.
Составление договора. Этот документ поможет разделить права и обязанности членов семьи, определить последствия в случае несоблюдения правил. Например, родитель имеет право есть за чистым столом, и за нарушение этого правила подросток может лишиться карманных денег на несколько дней. Такие же последствия, допустим, ждут его за нарушение сроков использования девайсов. Договор нужно составить в письменном виде и повесить на видное место, чтобы периодически перечитывать.
Тестирование самостоятельности. Подросток нередко злится, когда его контролируют, например, будят по утрам: «Я сам в состоянии встать вовремя!». «Ах так, ну давай узнаем, так ли это на самом деле». Отходим в сторону», «включаем наблюдателя» … Если подросток справляется с задачей, можно смело заниматься своими делами. А если нет, объявляем: «У тебя была возможность доказать свою самостоятельность. К сожалению, эта задача пока тебе не по плечу. Я снова буду тебя будить». Через какое-то время снова проводим тест на самостоятельность! Если ребенок справляется — отлично, значит, теперь в этом деле помощники ему не нужны.
Если, допустим, ребенок из ряда вон плохо учится, можно «вручить ему самостоятельность», предупредив: «Если ситуация не изменится, то оплачивать обучение в приличной гимназии тебе придется лично. Или перейти в другую школу».
Обсуждение планов. Подростку в возрасте 15-16 лет нужно пояснять, каковы будут условия его жизни после наступления совершеннолетия. Например: «Мы тебя обеспечим едой, кровом, но на свои развлечения ты зарабатываешь сам».
Многие психологи и педагоги сходны во мнении, что мощным мотиватором для подростка может стать «голод», но не в буквальном смысле, а в переносном. А если ребенку обеспечивать все его потребности в 15, 18, 20 лет, то он не будет стремиться заработать.
Режим «офф». Если ребенок нарушает все правила, а ваши силы для борьбы и убеждений иссякли, выход – выключиться, не реагировать остро на происходящее. Да, даже если подросток, «которому вы — всё, а он взамен — ничего», не хочет сходить в магазин, а у вас на руках приболевший младшенький, устраивать разбор полетов, когда силы на пределе – не лучшее решение! Спокойно найдите другой выход из ситуации.
Подростку крайне важно видеть не бьющегося в истерике родителя, доказывающего свою правоту, а человека, знающего, что прав, и дающего возможность убедиться в этом. Да, возможно, чадо не победит гордость и не пойдет к вам мириться прямо сейчас, зато испытает неприятное чувство — был не прав, и в следующий раз выполнит вашу просьбу.