Вопрос специалисту
Формирование отношения детей к подаркам

Формирование отношения детей к подаркам

Формирование отношения детей к подаркам


Современных детей уже мало чем удивишь. И если в своем детстве мы были рады простой конфете, то наши детки очень избирательно относятся к вещам, игрушкам, угощениям. Давайте разберемся, почему это происходит.

Не дорог подарок — дорого внимание

Ценность подарка не в его стоимости, а в том, что другой человек помнит о нас и хочет сделать приятное. Главная цель подарка – порадовать человека. Психологи утверждают, что иногда тот, кто дарит, получает большее удовольствие, чем тот, кому дарят. Согласитесь, что видеть радость в глазах близких – это счастье.

Меркантильность современного общества мало кого удивляет. Люди сейчас стали искать в подарках материальную составляющую: стало привычным выяснять его стоимость, передаривать свои презенты другим, и все чаще подарки стали заменять деньгами. К сожалению, все чаще и наши дети проявляют циничность по отношению к подаркам, оценивая их, принимая как должное или высказывая недовольство.

Причины циничного отношения к подаркам

Мы часто спешим домой к детям не с «пустыми руками», постоянно приносим конфеты, пирожные, игрушки, безделушки. Принимая это как должное, они начинают обижаться, если мы ничего не принесли, принесли мало или не то, что они хотели.

Такое отношение наблюдается к любым подаркам: родственников, друзей, гостей. Вместо благодарности ребенок кидает фразы типа «ерунду дали», «дешевый подарок», «мне это не нужно».

Подарок — мера любви. Современные родители очень заняты, устают на работе и откупаются от детей подарками. Они как бы говорят, я дарю подарок – значит, люблю, даже если у меня нет времени проводить с тобой время. Подарок стал мерой любви. Чем дороже подарок, тем больше любовь. На самом деле родители покупают детскую любовь и удивляются, что дети платят им тем же.

Подарки как предмет договора. Родители уговаривают детей хорошо себя вести, обещая подарок. Подарки – средство поощрения за хорошую учебу или послушание. Ребенок быстро усваивает, что хорошими поступками можно торговать. Через какое-то время он будет требовать подарки за исполнение любых правил, просьб или обязанностей. Он даже может предложить сделать какое-либо дело в обмен на подарок. Отсутствие презента будет восприниматься как наказание.

Игрушек много не бывает. Мы воспринимаем это именно так и заваливаем ребенка игрушками и сувенирами. При этом нам не важно, чем именно интересуется ребенок, мы не даем возможности полюбить игрушки или научиться развитию собственных игр. Мы просто приучаем ребенка к жадности: «мне», «моё», «ещё». Мы воспитываем потребителя. При этом ребенок не умеет ценить простое общение с близкими, у него ломается система ценностей.

Формируем правильное отношение к подаркам

Вы уже знаете, что в семье нет мелочей. Каждое слово, действие или бездействие обязательно найдет отклик в характере ребенка. Это касается и подарков. Несколько правил научат детей быть благодарными и правильно принимать подарки.

Правило 1. Начнем с себя. Научитесь радоваться чужому вниманию, не позволяйте себе при детях цинично высказываться о подарках, выяснять стоимость, передаривать подарки. Будьте искренними.

Правило 2. Не откупайтесь от ребенка. Дарите ему свое внимание и время. Наполните часы, проведенные вместе, радостным общением — ваш ребенок должен ждать родных людей, а не подарки. Чаще обнимайте ребенка, целуйте, делитесь впечатлениями.

Правило 3. Не допускайте «товарно-денежных» отношений. У родителей и детей не должно быть сделок. Ребенок старается хорошо себя вести и учиться, потому что не хочет огорчить родителей. А если хотите поощрить за что-то, то сделайте сюрприз.

Правило 4. Научите ребенка радоваться нематериальным подаркам. На вопрос, что ты мне принесла, предложите детям интересную игру или новую сказку. А поход в магазин замените прогулкой в парк или лес. Учите детей радоваться общению, чему-то новому, активному, интересному.

Правило 5. Учите детей дарить и получать подарки. Принимайте их подарки с восторгом и благодарностью, храните детские рисунки, говорите, как вам приятно. Учите детей благодарить других людей. Говорите о чувствах и переживаниях.

Детство – особая пора. Несомненно, нужно баловать своих детей, но делать это не часто, чтобы не вошло в привычку. Подарки должны приносить радость. Вспоминая детство, мы можем назвать две-три любимые игрушки, и никогда не забываем, как ходили с родителями в цирк, на пикник, как катались на карусели и ели мороженое в жаркий день у фонтана.

Светлана Садовникова

Фото с сайта rftime.ru

Всем известно о важности подросткового периода, в котором утверждается независимость, формируется личность, вырабатываются планы на будущее - определяется дальнейшая жизнь человека. Данный период имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать родителям для понимания подросших детей. Качество этих знаний можно определить, пройдя тест, подготовленный психологом Викторией Вострецовой.
Пройти тест