Вопрос специалисту
Как научить ребенка убирать игрушки

Как научить ребенка убирать игрушки



Как научить ребенка убирать игрушки

Ответственные родители знают, как важна свободная игра для развития ребенка. Посредством игрушек ребенок разыгрывает роли, жизненные ситуации и сюжеты, творит целые миры… А потом ложится спать, и все эти «миры» приходится убирать изо дня в день… Как же научить ребенка убирать за собой игрушки?

Кому это нужно?

Задайте себе вопрос: кому нужно, чтобы игрушки были убраны, – неужели ребенку? Конечно же, нет. Порядок в детской нужен, прежде всего, вам. Если так, то и убирайте игрушки самостоятельно, не требуя этого от малышей и не пристыжая их. В какой-то момент ребенок сам захочет вам помочь. Поддержите малыша в этом начинании – похвалите его. Сначала вообще только радуйтесь его участию и комментируйте свои действия: «мы убираем зайку в коробку. Спи, зайка. А теперь – мишку. Баю-бай, мишка. А теперь машинку – в гараж. Хорошо, и кубики мы кладем вот сюда. Хорошо!» Не разделяйте на «я убираю – ты убираешь». Только «мы»!

Настроение нужно поддерживать радостное, спокойное, но энергичное. Если малыш не присоединяется к вам, а просто играет рядом – не беда. Через некоторое время вы можете начать обращаться к нему с просьбами: «Передай мне, пожалуйста, вон тот кубик, принеси мне мишку» и т. д.

Когда веселая игра в уборку комнаты станет привычной и комфортной, можно начать предлагать прибраться вместе: «Давай вместе уберем игрушки», памятуя о том, что основную работу будете делать вы. Когда же работа закончена и воцарился порядок, не забудьте похвалить ребенка за помощь и окинуть взглядом изменившуюся детскую. Нужно обратить внимание ребенка на то, как хорошо и красиво стало после уборки.

Когда это возможно

Такой режим хорошо поддерживать до начальной школы, а то и позже, кроме случаев, когда ребенок готов заняться уборкой сам. По сути, ему нравится и так – с разбросанными игрушками, которые для него составляют некий фантазийный ландшафт.

Другое дело – уборка вместе с другом. Когда у вашего ребенка побывал гость, предупредите ребят за несколько минут, что нужно завершать игру. Вдвоем дети охотнее будут складывать игрушки, но, возможно, и вам придется присоединиться. Похвалите ребят. Если гостя заберут раньше, чем закончится уборка, – не беда: продолжите вместе со своим ребенком.

Но что если малыш неохотно наводит порядок? Здесь помогут вопросы: «Что ты будешь убирать – кубики или куклы?», «Кого сначала уложишь спать – мишек или книжки?». Придумайте мотивацию: «Если быстро приберемся, успеем посмотреть мультфильм».

Главное, никогда не используйте уборку в качестве наказания, и тогда складывание разбросанных игрушек не превратится в проблему. Также не стоит противопоставлять уборку каким-то более приятным занятиям: «Ну не будешь же ты весь день убираться, когда можно мультфильм посмотреть!»

Пусть складывание игрушек будет приятным и нескучным занятием, которое помогает позаботиться о любимых игрушках и сделать комнату красивее. Родителям не стоит нагнетать негативные эмоции – «Фу, как грязно!» – и не нервничать. Нужно, наоборот, концентрироваться на положительном: «Как здесь станет красиво и чисто после уборки!»

Если ребенок увлечен игрой, то предупредите его, что у него есть еще 15 минут до того, как начнется уборка. Можно даже завести будильник. Есть еще важный момент. Ребенок может не желать убирать игрушки не потому что ему лень, а потому что не хочет разрушать созданные им «миры». В таком случае уборку лучше сделать выборочно или вовсе отложить, пока хозяин «замка» из кубиков пожелает возвести что-то новое. Ведь то, что нам кажется беспорядком, может оказаться важной творческой средой. Берегите чувства ребенка и свои нервы.

Важен ли результат?

Работать только на результат – это тернистый путь разочарований. Главная задача – научить ребенка получать удовольствие от процесса, находить интересное и полезное в повседневности. Может быть, это странно звучит, но в будущем такое отношение к делу сослужит хорошую службу, и попросить ребенка сложить игрушки не станет проблемой.

Важно соблюдать два условия: совместная уборка и похвала. Даже если из-под дивана предательски выглядывает хвост игрушечной лисы, коробка для игрушек набита так, что сейчас из нее всё вывалится, а на полу остались незамеченными пара бумажек – обязательно хвалите ребенок за то, что он старался.

Поверьте, он научится. Приобретайте или изготавливайте красочные контейнеры, корзины и коробки для игрушек. Сделайте так, чтоб игрушки было действительно удобно складывать и хранить. Как только вы заметите, что активность всё больше переходит от вас к ребенку, становитесь наблюдателем. Здесь надо проявить сдержанность и не указывать на каждую вещь, советуя, как ее складывать.

Если, прибравшись самостоятельно пару раз, ваш ребенок и дальше не будет проявлять желания складывать игрушки самостоятельно, предложите ему сделать вам сюрприз. Естественно, вашей радости при виде любого результата не должно быть предела, а довести до совершенства можно вместе или в другой раз.

Когда ребенок станет старше, можно предложить ему такой метод самопроверки результата: он должен выйти из комнаты и снова войти. Войдя же, окинуть комнату критическим взглядом, словно он начальник и проверяет сделанную работу. Если недочеты обнаружены, то стоит их устранить. В конечном итоге уборка комнаты станет естественным и легким делом. А результат будет радовать и детей, и родителей.

Майя Ишметова

Немецкий сатирик Себастьян Брант еще в XV веке написал строки: Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Пройдя этот психологический тест, вы узнаете, способствует ли ваш личный пример воспитанию в ребенке тех качеств, какие вы хотите в нем видеть.

Пройти тест