Разрушить все: что толкает подростков на вандализм и как с этим справиться?
Вандализм — одно из проявлений деструктивного поведения. Обычно он направлен на порчу, уничтожение и разрушение каких-то объектов. Как он проявляется? Это те самые сломанные лавочки, разбитые фонари, перевернутые урны, расписанные стены и памятники, поваленные надгробия и вытоптанные клумбы.
Каждое из таких действий имеет как экономические, так и социальные последствия. Испорченное городское имущество нужно ремонтировать и восстанавливать, нецензурные надписи и несогласованные граффити — закрашивать. По некоторым оценкам город может тратить до 30% средств, выделенных в год на содержание и ремонт, только на устранение ущерба от вандализма.
Мы подсознательно стремимся к красоте и гармонии, поэтому не пойдем в парк со сломанными лавочками и разбитыми фонарями. Кроме того, однажды начавшись, вандализм вызывает эффект домино: рядом с одной надписью появляется следующая, а один разбитый фонарь или перевернутая урна провоцирует бить и ломать дальше. В итоге мы получаем город, в котором не хочется жить.
По российскому законодательству ответственность за вандализм наступает в 14 лет. До этого возраста за действия детей отвечают их родители.
Почему подростков тянет к разрушению?
Среднестатистический вандал — это юноша 11–13 лет, то есть только-только вступающий в переходный возраст. Тому, что вандализмом чаще занимаются мальчики, есть очень простое объяснение: их меньше контролируют и у них больше физической силы, чтобы что-то сломать.
Стремление к разрушению имеет чисто биологические основы. Гормональная перестройка, изменения тела, незрелость мозга и нервной системы (подросток сначала делает, а потом думает), непонимание себя и своих эмоций приводит к самому простому выходу: что-то сломать, испортить, перевернуть.
Но на деструктивное поведение подростков влияет не только биология, но и социальные факторы:
1. Крик о помощи. Подросток не знает, что делать с новыми для него эмоциями. Ему кажется, что взрослые, стремясь поместить его в рамки норм и приличий, чрезмерно давят. Деструктивное поведение — это крик о помощи, крайние меры, чтобы обратить на себя внимание.
2. Проверка границ. Ребенок, вступая в период взросления, начинает проверять границы взрослых, в первую очередь, родителей и учителей. Он понимает, что уже не маленький, поэтому старые методы наказаний и запретов не работают. Ребенок как будто спрашивает: «Что вы сделаете, если буду вести себя неподобающим образом?» Это ровно то же самое, что было при кризисе 3 лет, только в гораздо большем масштабе.
3. Самоутверждение. Подростковый возраст — это время, когда ребенок ищет себя и пробует разные модели поведения. Ему может казаться, что бунт, бранные слова на стене или разбитый фонарь — это отличный способ показать крутизну.
4. Скука. Городские пространства предназначены для малышей и взрослых. В редком городе можно найти площадку или какое-то общественное место для подростков. Фактически они оказываются на улицах города, который не предназначен для них. Они не знают, чем себя занять, поэтому ломают, бьют и расписывают стены.
5. Гиперопека. Когда родители контролируют каждый шаг ребенка, и вся его жизнь сопряжена с запретами, он, стараясь вырваться из-под этой опеки, начинает вести асоциальный образ жизни, пробовать алкоголь и наркотики.
6. Пример родителей. Если родители обесценивают чужой труд, то ребенок усваивает эти модели поведения и в подростковом возрасте ведет себя в соответствии с теми принципами, которые вложили в него родители. Особенно часто вандализмом занимаются подростки из дисфункциональных и неблагополучных семей, в которых детьми не занимаются.
7. Непонимание. Многие (не только дети и подростки) уверены, что общественные пространства никому не принадлежат, поэтому нет ничего страшного в том, чтобы сорвать цветок с клумбы или расписать стену. Они занимаются вандализмом не оттого, что хотят причинить вред или что-то испортить, просто не понимают, что общественное имущество и общественные пространства — это чей-то труд и бюджетные деньги.
Деструктивное поведение подростка редко несет в себе цель навредить или испортить. Им чаще движет непонимание и самоутверждение, поэтому нам как взрослым необходимо направить их энергию в мирное русло.