Пальчиковый театр и речь ребенка
Самое большое воздействие пальчиковый театр оказывает на развитие речи.
- обогащается и активизируется словарный запас детей. Ребенок не только запоминает новые слова, но и использует их в речи;
- развивается связная речь. Ребенок пересказывает большие отрывки текста, участвует в диалоге;
- развивается звуковая культура речи. Пальчиковый театр дает уникальную возможность отрабатывать звуки с помощью ролей: можно порычать как тигр или помычать как корова;
- происходит усвоение грамматического строя языка. Построение словосочетаний – сложный процесс. Ребенок должен уметь согласовывать слова в роде, числе, падеже, склонении. Пальчиковый театр позволяет закреплять грамматические навыки путем многократных повторений;
- закрепляется знание художественной литературы;
- развивается эмоциональная выразительность речи.
Фигурка на пальце обладает уникальными возможностями — помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать мысли и продумывать поведение.
Как играть в пальчиковый театр
Пальчиковый театр очень разнообразен. Фигурки для него могут быть куплены в наборах по мотивам художественных произведений или в виде отдельных героев, а можно их сделать самостоятельно — они будут уникальными и неповторимыми. Фигурки можно связать из ниток, слепить из пластилина, глины или теста, склеить из бумаги, сделать из папье-маше или пластиковых пузырьков — вариантов очень много. В Интернете можно найти массу мастер-классов по изготовлению актеров пальчикового театра. Куклы, сделанные с душой, часто особенно любимы.
Детям двух-трех лет предлагаются простые сценарии для представления на одной руке с одним или двумя героями. После трех лет можно использовать вторю руку. В четыре-пять лет детям доступно проигрывание сложных действий с несколькими героями.
Прежде всего, ребенка нужно познакомить с фигуркой, затем надеть куклу на пальчик и оживить ее. Первый опыт проведите в диалоге. Например, на вашем пальчике собачка, у ребенка кошечка. Поздоровайтесь, пообщайтесь.
Лучше всего предлагать детям для инсценировки знакомые сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок». Будет лучше, если непосредственно перед игрой вы прочтете детям эти сказки.
При знакомстве с этим видом деятельности взрослый сначала сам показывает детям спектакль. Когда ребенок усвоит смысл игры, вместе выбираем ему конкретную роль. Обязательно нужно делать акцент на интонацию. Фигурка надевается на указательный палец или на два пальчика: средний и указательный. По мере взросления детей инсценировки усложняются: добавляются другие герои и приобщаются другие пальчики.
Дети любят театр, так как он позволяет им отключиться от реальности и перейти в мир сказки, попробовать себя сразу нескольких ролях. А взрослым пальчиковый театр позволяет решать целый ряд образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.
Светлана Садовникова
Фото с сайта u-skazki.com
Мир высокоразвитых технологий не всегда оказывает положительное влияние на детей. Игровая зависимость детей и подростков – прямое тому подтверждение. Процесс этот не всегда заметен. Присмотритесь – возможно, пора бить тревогу?
Пройти тест