Вопрос специалисту
Ребенка оболгали одноклассники. Что делать?

Ребенка оболгали одноклассники. Что делать?

Ребенка оболгали одноклассники. Что делать?


Проблема буллинга в школах, к сожалению, присутствует и сегодня. Часто дети замалчивают проблему, и взрослые узнают о ней, когда ситуация достигает критической точки, поэтому очень важно с самого детства выстраивать с ребенком доверительные отношения, чтобы он делился своими проблемами и переживаниями.

Один из распространенных вариантов буллинга – слухи и сплетни. Сложность борьбы с ними в том, что у ребенка мало инструментов для защиты. Не всегда есть возможность выявить, кто именно оболгал и распространил ложную информацию, чтобы опровергнуть ложь. Распространяется она стремительно.

Кто может столкнуться с проблемой оговора со стороны одноклассников?

Можно условно выделить несколько групп детей, которые в неблагоприятных условиях могут стать потенциальными жертвами оговора одноклассников. В таких ситуациях на опережение должны действовать педагоги. Их задача – помочь этим детям адаптироваться в коллективе, продемонстрировать личным примером, что ко всем в классе должно быть одинаковое отношение и постараться сформировать в классе единый командный дух.

Итак, кого чаще всего оговаривают сверстники?

Детей с особенностями внешности

Поводом для неприятия является и нетипичная внешность, принадлежность к определенной национальности, физические врожденные или приобретенные дефекты, склонность к полноте, неопрятная одежда и др. Не удивляйтесь, но корни подобных ситуаций следует искать в семье. Причем как в семье «жертвы», так и в семье «агрессоров».

На самом деле, дети с нетипичной внешностью, полнотой или другими особенностями далеко не всегда бывают изгоями в коллективе. Наоборот, нередки ситуации, когда они становятся лидерами! Все дело в воспитании, в том, как родители научили воспринимать себя и свои возможности в социуме. Очень важно, чтобы ребенок осознавал, что он не хуже и не лучше других! Он просто другой! И это не мешает ему быть на равных среди сверстников.

Есть и другой момент, почему у детей возникает желание кого-то унизить, оболгать, выставить в неприглядном свете. В некоторых случаях (не всегда, но такие факты существуют) дети проецируют на одноклассников взаимоотношения в семье. Если ребенок привык, что его унижают, не хвалят за достижения и высмеивают при неудачах, то он, скорее всего, будет применять такие же методы для самоутверждения среди одноклассников. Взрослым он ответить не может, поэтому ищет для себя «жертву». Еще один вариант развития ситуации – подражание взрослым. Если в кругу семьи, например, пропагандируется неуважительное отношение к представителям другой национальности, веры и т.д., то ребенок, естественно, такое же отношение будет демонстрировать в кругу сверстников.

Детей-лидеров

Ребенок, являющийся лидером по натуре, так же может оказаться в ситуации, когда одноклассники оговаривают или объединяются против него. Особенно часто это происходит при смене школы. Попадая в новый класс, ребенок придерживается привычной линии поведения и ведет себя как лидер. Но проблема в том, что в сформированном коллективе наверняка уже есть лидер. И вот тут начинается борьба «на выживание».

Столкнуться с оговорами могут и дети из малообеспеченных или неблагополучных семей. Если в начальной школе различия в материальном достатке между семьями не просматриваются так явно, то в средней и старшей школе, дети, которые выделяются на общем фоне, вполне могут стать изгоями.

Скромных флегматиков

Следует упомянуть о влиянии темперамента и характера ребенка на развитие ситуации. Скромные, неуверенные в себе, флегматичные дети в старшей школе нередко сталкиваются с нападками и оговорами сверстников. Впрочем, активные холерики со склонностями к агрессивному поведению тоже могут оказаться «по ту сторону баррикад». Это случается, когда холерик своей агрессией провоцирует конфликты с одноклассниками.

Что делать родителям, если ребенка оболгали?

Первый шаг – анализ ситуации. Если вы узнаете о том, что вашего ребенка оболгали (от него лично или из других источников), то необходимо выяснить, действительно ли это так — поговорить с ребенком, что называется, по душам. Приготовьтесь к тому, что он может неохотно идти на контакт: испытывать настоящий страх перед обидчиками или боязнь, что вы будете в нем разочарованы, или чувство стыда. Давление в такой ситуации недопустимо. Может потребоваться время, чтобы «разговорить» ребенка. Возможно, уместно будет поделиться какими-то переживаниями или примерами из своего детства, чтобы он доверился и осознал, что в жизни могут случаться разные неприятные ситуации.

Обсуждая с ребенком инцидент, постарайтесь узнать, что предшествовало моменту, когда одноклассники его оговорили. Возможно, были какие-то конфликты, не связанные с темой лжи, и кто-то решил таким способом отомстить. Важный момент – выяснить, кто распускает слухи (если на данный момент он неизвестен). Это поможет выработать стратегию, как опровергнуть ложь и, конечно же, выяснить причины.

Сразу «бросаться на амбразуру» для защиты своего ребенка, устраивать скандал в школе с одноклассниками и их родителями – это однозначно не лучший вариант. Предварительно следует прояснить картину со своим ребенком. Обсудите с ним, какие он видит варианты решения, и предложите свои.

Стоит ли ставить в известность классного руководителя? Однозначно — да! Если педагогом на каком-то этапе был упущен контроль над ситуацией, то у него есть все инструменты, чтобы помочь разрешить ее и в дальнейшем не допускать.

Действия родителей, конечно, во многом зависят от сложности ситуации и возраста детей. В начальной школе такие ситуации – скорее исключение, чем правило. Сложности чаще возникают в средних и старших классах, когда дети начинают самоутверждаться среди сверстников и примерять на себя различные сценарии общения. Если ситуация принимает критические масштабы, то к разрешению может быть привлечен достаточно большой круг людей: дети-участники конфликта, их родители, классный руководитель, директор школы и детский психолог.

Меры по разрешению конфликта

Под кардинальными мерами подразумевается смена школы. Этот шаг можно порекомендовать только в крайнем случае, когда все попытки урегулировать конфликт не дали желаемого результата.

Минус смены обстановки – высокий риск, что ребенку будет сложно влиться в новый коллектив. Если он застенчив или выделяется чем-то на фоне остальных, то может столкнуться со старой проблемой в новом коллективе. И тогда такая мера лишь на непродолжительный срок снимет общее напряжение, но решение проблемы окажется иллюзией.

Отдельная тема, когда сам ребенок является провокатором и источником проблемы. Да-да, случаи, когда дети объединяются против агрессивного подростка – не редкость. Своим поведением он может провоцировать, например, бойкота класса или оговор, травлю и т.д. И это еще раз говорит о том, что в каждой конкретной ситуации необходимо детально разбираться.

Разговаривайте с детьми и учите их делиться своими чувствами, переживаниями и эмоциями. Только так можно вовремя узнать о проблеме, среагировать и помочь. Часто нежелание идти в школу – это не простой каприз, а сигнал о наличии проблемы с одноклассниками. Обращайте внимание на поведение ребенка. Самая распространенная ошибка родителей заключается в их убеждении, что у ребенка просто не может быть серьезных проблем, а конфликты со сверстниками являются временными, легко разрешимыми неурядицами.

Если вашего ребенка оговорили, и вы чувствуете, что не можете сами решить проблему, не пренебрегайте помощью психолога. Не стоит надеяться, что «все само рассосется», и ситуация не нанесет ущерба психике ребенка.

София Шевченко

Фото с сайта macards.ru

Подростковый возраст ребенка подчас весьма нелегок для его родителей. Понимаете ли вы своего ребенка в переходном возрасте? Ответьте на вопросы теста сайта www.ya-roditel.ru и определите это.
Пройти тест