Вопрос специалисту

Как помочь ребенку избегать драки?

Как помочь ребенку избегать драки?

Добрый день! Сыну 7 лет, пошел в первый класс. Очень тяжело адаптируется в новой среде. Данная позиция выражается в его поведении, общаясь со сверстниками решает проблемы драками. Он очень активный ребенок, воспитатели в садике с ним не справлялись, поэтому начинали на него кричать, и он мог исподтишка укусить ребенка или дрался, если ему ребенок не понравится, постоянно мог бить. 


Дома часто говорим, что его любим, обнимаем, целуем. Со старшим братом дружные, но могут проходит конфликты, конечно, зачинщиком в основном является младший. В последствии выясняем, объясняем, где кто не прав, как для старшего, так для младшего. Часто видно, что он просто ревнует. 

Ситуация в школе: мальчики залезли на крышу, сын сказал, чтобы они слезли и потом стянул мальчика. Завязалась драка, и он мальчика укусил, при этом сын сказал, что это случайно, но все дети говорят, что он специально к мальчику лез. Как нам помочь ребенку в данной ситуации избежать эти драки?

Здравствуйте.
Ситуация неоднозначная. И важно признавать, что длится не один год. Оттого невозможно решить её с помощью одной заочной консультации. Потому настоятельно рекомендую обратиться к психологу очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Ниже дам несколько рекомендаций, которые стоит выполнять уже сейчас.
Обратите внимание на то, как обстоят дела со злостью в семье. Злость - это такое же чувство, как любое другое. Оно помогает достигать целей, конкурировать и защищаться. А значит, что останавливать злость как минимум небезопасно. Я предлагаю искать альтернативу. Например, когда ребёнок кусается, необходимо остановить движение, а потом сделать три шага:
1. Назвать чувство: "Вижу, злишься".
2. Легализовать его: "Понимаю, это нормально".
3. Предложить альтернативу: "Когда я злюсь, я топаю ногами/бью подушку/стучу по столу".
 
Эффект будет не сразу. Ребенку надо научиться применять новые способы. Но со временем он выберет удобный для себя способ и станет его применять.

Также обратите внимание на другие чувства. Часто злость только на поверхности. А за ней прячется грусть, обида, страх и т.д. Например, когда учитель кричит на ребёнка, нормально в ответ бояться. И тогда, кажется, ему небезопасно, а потому идёт в атаку. Важно развивать эмоциональный интеллект, чтобы ребёнок чётко осознавал то, что с ним происходит и, соответственно, мог с этим как-то обойтись.

Обратите внимание на атмосферу в семье. Дети гораздо более чувствительны. Оттого могут реагировать на то, что взрослому недоступно. Например, на непроговоренный конфликт между родителями или другие ситуации, которые могут составлять психоэмоциональный контекст, в котором находится ребенок.
 
Еще, важно обратить внимание на физиологию: как и сколько спит, как и сколько ест, есть ли в течение дня время для отдыха, не перегружена ли психика. Физическое утомление и/или нехватка некоторых микроэлементов также могут послужить причиной для агрессии.

Замечайте, какое движение характерно для вашего ребёнка. И постарайтесь дать ему легальную альтернативу. Например, если стискивает зубы, можно больше твёрдой пищи предлагать за обедом. Кусание, кстати, это про желание забрать и присвоить. Это часто сопряжено с желанием обладать (в психологическом плане) мамой. И тогда я бы рекомендовала проводить больше вовлеченного времени вдвоём (чтобы не было гаджетов и других людей). Больше тактильных ощущений и секретов. Даже если это вы будете делиться, а сын нет. Возможно, напряжения станет меньше. Но опять же, слишком много вариантов может быть. Нужна очная работа. И лучше, если родители будут тоже ходить. Ведь от реакций часто зависит то, какую тактику поведения выберет ребёнок .

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»