Вопрос специалисту

Что может сделать родитель, если ребенок боится (упрямится) какать?

Что может сделать родитель, если ребенок боится (упрямится) какать?

С 1,5 лет я приучаю ребенка к горшку. Вот-вот мальчику исполнится уже 2 (в этом месяце), но пока ничего не получается. Он принципиально отказывается садиться на горшок, пробовали стоя. Не хочет. Сделает рядом, но не в горшок. Ждет, пока я отвернусь, даже если я на страже)) Пробовала садить кукол, разыгрывать спектакли, читать книжки по тематике. Игрушки разбрасывает, начинает громко кричать (как форма доминирования или преимущества)- он так кричит, когда в песочнице боится, что заберут игрушку. Учим по-хорошему, но агрессия очевидна. Что это? Как себя вести правильно? Спасибо за ответ

Наталья

Здравствуйте, Наталья. Что может сделать родитель, если ребенок боится (упрямится) какать?

  1. Нормализовать питание ребенка. Малышу должно хватать жидкости, для профилактики можно покушать киви, свеклы, чернослива и пр. Главная задача – нормализовать физиологию, это первый шаг.
  2. Очень часто родители из благих побуждений усугубляют проблему своей излишней озабоченностью. «Горшечный» вопрос становится для них актуальнее всего и вся. Как это выглядит со стороны: мама приходит домой с работы: «Привет, как дела? Ты покакал?» Фиксация на проблеме всегда ее усугубляет! У ребенка, помимо страха покакать, появляется страх расстроить маму… Вывод: не спрашивайте ребенка, хочет ли он в туалет постоянно, а лучше не спрашивайте вообще. Даже если ребенок хочет какать, он все равно скажет «нет», ведь он боится это делать.
  3. Есть хороший способ снять такой страх: проигрывайте в сюжетно-ролевой игре «горшечную тему». Пусть любимая игрушка ребенка будет бояться покакать, а вы вместе с малышом ей поможете. В игре дети все гораздо лучше усваивают. Вообще, скорее всего, ребенку очень понравится играть «в запор» у игрушек, ведь его эта тема очень волнует. Он может по десять раз проигрывать один и тот же сюжет – это нормально. Ведь мы, взрослые, делаем точно так же, только у себя в голове. Мы прокручиваем беспокоящую нас ситуации раз за разом, пытаясь найти из нее выход. Ребенок просто не может делать это же без зрительного подкрепления.
  4. Важно спокойно реагировать на промахи ребенка. Не ругать, не причитать, просто менять белье, и все. Это нужно, чтобы у ребенка, помимо страха боли не появился страх быть наказанным, расстроить родителей.
  5. Объясняйте ребенку физиологию пищеварения на понятным ему языке. Это может быть книжка про строение тела для детей, может быть сказка или игра.
  6. Можно придумать и рассказать сказку на данную тему. В дальнейшем напоминать ребенку: «А помнишь, как в сказке». Т.е. не читать ему нотации, не зудеть над ухом, а приводить пример удачного решения проблемы.

Помните, что в этой проблеме нет ничего страшного и постыдного! Главное не вешать нос, выполнять рекомендации, описанные выше, и психологический запор у ребенка будет побежден!

(По материалам книги Терентьева И.А. «Приучение ребенка к горшку. Сказочные решения туалетных проблем» )

Анна Зубкова, специалист