Вопрос специалисту

Как наладить ребенку контакт с другими детьми в школе?

Как наладить ребенку контакт с другими детьми в школе?

Здравствуйте. Мы с семьей переехали на время в другую страну, почти два года назад. Ребёнка сразу отправили в детский сад, а сейчас он ходит в школу. В детском саду не было проблемы с общением (несмотря на языковой барьер). Да и в начале учебного года в школе, Все было нормально. Сейчас ребенок стал жаловаться, что с ним меньше играют, его лучший друг, теперь больше играет с другим мальчиком, а его часто не принимают в игру, даже если он просит об этом напрямую. Нельзя сказать, что он изгой в классе, он играет с другими детьми, но ему бы хотелось иметь лучшего друга. Как помочь ему в этом? Спасибо

Yana

Здравствуйте, Яна. Не совсем поняла, что послужило причиной того, что с вашим ребенком не хотят играть. Если ваш ребенок не знает ответ на этот вопрос, то настоятельно рекомендую научить его задавать прямые вопросы и помочь ему принимать те факты, которые есть на данный момент. Условно говоря, помогите отгоревать тот факт, что с ним не хочет дружить его прежний друг. Важно уважать не только собственные выборы, но и чужие. Как только ваш ребенок примет это, стоит помочь найти новый вектор движения в жизни. Почему я делаю акцент именно на этом? Дело в том, что можно бесконечное количество времени и сил потратить на то, чтобы уйти от проблемы, но она будет повторяться раз за разом до тех пор, пока вы ее не пройдете. Судя по всему, ваш ребенок столкнулся с неким неприятием. Теперь важно понять этот механизм, причину. Если дело в неких личных особенностях вашего ребенка, то это нужно превратить в достоинства. Научить вашего ребенка трансформировать недостатки в сильные стороны. Если речь о некой внешней ситуации, на которую отреагировали все дети кроме вашего, то необходимо развивать эмоциональный интеллект и чувствительность к обстоятельствам. В этом поможет детский психолог. Можно заниматься индивидуально или с группой детей. В целом наладить общение можно довольно просто. Вам необходимо создать условия для этого и помочь ребенку сформировать новые навыки, которые помогут преодолеть некие барьеры, которые существуют на данный момент. Условно говоря, все общение делится на этапы, словно детская пирамидка. Есть вход в контакт, есть поддержание диалога, есть поддержание близких отношений. Важно выяснить на каком этапе есть проблема у вашего сына и проработать соответствующее «узкое место». Кроме того, важно понимать, как он выбирает потенциальных друзей. Возможно есть некая «ошибка» на данном этапе. Например, он выбирает детей, с которыми мало общего. Разбирайте общение на примере сказок, мультфильмов, кино. Отрабатывайте навык во всех возможных вариантах. Это может быть общение с незнакомым ребенком или давно знакомыми детьми и взрослыми и т.д. Отрабатывать новые навыки лучше сначала с одним хорошо знакомым ребенком, потом с двумя, добавляя в общество незнакомых людей. Так постепенно увеличивая сложность для отработки этого самого навыка. Повышать уровень сложности стоит только после того, как предыдущий уровень успешно пройден неоднократно. Очень эффективен метод сказкотерапии. В общем доступе очень много сюжетов, который корректируют поведение ребенка по вашему запросу. Кроме того, рекомендую больше поддержки давать ребенку сейчас. Скорее всего он страдает от нехватки общения и вполне возможно, что вера в себя несколько пошатнулась. Чаще хвалите, поощряйте. Давайте ситуации, в которых ребенок может ощутить собственную силу. Подумайте вместе с ребенком какого лучшего друга он хочет? Что для него важно? Например, если ему важно вместе собирать конструктор, то такого лучшего друга стоит искать в организациях развивающих детей. Если ваш ребенок хочет, чтобы лучший друг был всегда рядом, то стоит присмотреться к соседям по дому. Очевидно, что нужно увеличить количество контактов вашего ребенка. Несомненно, необходимо показывать на собственном примере, как вы взаимодействуете со своими друзьями. Есть ли у вас лучший друг? Расскажите ребенку, как формируется дружба и что это такое. Объясните, что это довольно длительный процесс, что дружба строится из знакомства и важно не то как часто дети между собой общаются, а скорее то, насколько хорошо бывает вместе, насколько близкие и доверительные отношения между детьми. Так, лучшим другом может стать двоюродный брат, который живет в другом городе или взрослый человек, с которым ребенку хорошо. Узнайте у своего ребенка чего он ждет от лучшего друга? Чего ему не хватает? Это может быть общение, доверительные отношения, принятие, контакт как таковой и т.д. Постарайтесь обеспечить альтернативный способ доступа к необходимому. Чаще меняйте детские площадки, где гуляет ребенок, создайте настолько близкие отношения, чтобы ребенок без труда мог обсудить с вами любую ситуацию из своей жизни. И очень важный момент. Старайтесь не влиять на ситуацию до тех пор, пока вас об этом не попросит сам ребенок. Позвольте ему самому найти решение из сложившейся ситуации, выйти из нее и почувствовать себя сильным и значимым.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»