Вопрос специалисту

Как помочь себе и ребёнку найти мотивацию к учёбе и работе

Как помочь себе и ребёнку найти мотивацию к учёбе и работе

Здравствуйте! В сентябре дочь пошла в школу в первый класс, это время совпало с разводом в семье. Я как мама осталась без поддержки, и на меня свалилась огромная нагрузка, но больше психологическая. Сейчас у дочери отсутствие мотивации, много болеет, в школу идёт с боем и категорически отказывается туда ходить, много пропускаем. Наверное, у неё тоже огромная нагрузка. 


Также с учителем был конфликт из-за непрофессионализма и отсутствия опыта, она обижает детей, многие в нашем классе имеют такие же проблемы в посещении школы, как и у нас, дочке также трудно общаться со сверстниками из-за отсутствия опыта детского сада, но это было взвешенное решение и выбор на тот момент нашей полной семьи. Как я могу помочь себе и ребёнку адаптироваться, как найти мотивацию и силы к учёбе, к работе. Я сейчас не работаю и мне очень страшно. Может дочь зеркалит моё состояние? Как выйти тогда из "замкнутого круга"?

Добрый день!

Прежде всего, действительно, важно разобраться с вашим внутренним состоянием. Потому что, пока вам плохо, ребёнок не то чтобы «зеркалит» это, но он это чувствует. Часто можно видеть, как невыраженные чувства близких проявляются через детей: мама запрещает себе злиться – ребёнок агрессирует на всех вокруг, мама живёт в постоянной тревоге – ребёнка по ночам мучают кошмары.

Коррекция детского самочувствия начинается со взрослых. Пока вам тяжело, это обязательно будет сказываться на ребёнке. Поэтому очень важно полноценно заботиться о себе, это вклад в нормализацию состояния всей вашей семьи.

Если вы чувствуете, что вам сложно прийти в себя после развода или что вашей дочке нужна помощь, потому что долгое время нет улучшений, имеет смысл обратиться за очной консультацией к психологу. На нашем Портале есть контакты бесплатных психологических служб в разных городах: Центры психологической и социальной помощи семье

Кроме вашего состояния, на ребёнка влияют и другие причины:

1. Переживание развода.

Девочка испытывает много боли в связи с расставанием родителей. И это нормально. Все чувства потихоньку пройдут. Но пока они есть, они могут выливаться в повышенную капризность, непослушание, агрессивность или застенчивость, нарушения поведения, болезни.

Чтобы помочь ребёнку пройти через этот этап, важно проговаривать, что происходит. Прямо «Я вижу, что ты злишься на меня/я вижу, что тебе страшно. Я с тобой. Расскажи, что нужно, чтобы ты почувствовала себя лучше». Постарайтесь не отгораживаться от девочки, оставайтесь рядом с ней. Ей необходимо ощутить опору на вас в такие моменты, даже если внешне она этого не показывает, а быть может, наоборот, отстраняется.

2. Адаптация в школе.

Второй кризисный момент. Как и развод, он вызывает много страхов, сомнений, неуверенности.

Чтобы привыкнуть к школьным условиям, нужно время и ваша поддержка. Помогает обговаривать с ребёнком то, что девочка чувствует. Можно предложить нарисовать её нежелание идти в школу – что за образ это получится? Это какой-то зверёк? Или невиданное существо? Где оно живёт, что ему нравится, что оно хочет, чтобы ему стало легче жить?

3. Проблемы с учителем.

Я не могу определить масштаб некомпетентности педагога, такие вопросы всегда понимаются лишь в контексте. Но если вы видите, что в этой теме есть сложности, имеет смысл обратиться к руководству школы, особенно если и другие родители поддержат вашу позицию.

4. Отсутствие друзей.

Социализация совершенно необязательно происходит в саду. Ребёнку важно иметь друзей, найти их можно и на детской площадке, и в секциях, и в кружках.

Сейчас вы можете предложить девочке посещать какие-то дополнительные занятия, которые соответствуют её увлечениям. Это помогает в развитии, нормализует состояние (особенно если это будут, к примеру, групповые занятия с психологом, направленные на изучение эмоций) и оттачивает навыки общения.

Мотивация на то, чтобы что-то делать, обычно приходит из состояния, когда у нас есть спокойствие и силы. Когда боль от расставания становится не такой огромной. Когда затихает страх нового места и новых людей.

Поэтому сперва обратите внимание на поддержку: и себя, и ребёнка. Такой простой вопрос «что я могу сделать, чтобы мне сейчас стало получше?» может помочь. Причём хорошо, если получится найти самые простые вещи. Например, определить, что хочется на завтрак, а не готовить на автомате.

Это можно спрашивать и у девочки, чтобы делать её жизнь наполненной тем, что ей нравится.

В кризисные периоды нам не бывает просто. И это нормально, это естественно. Нельзя ждать, что в душе быстро воцариться мир, если недавно мы потеряли спутника жизни. И не стоит надеяться, что ребёнок сам как-нибудь справиться с проблемами, если очевидно, что у него не очень получается.

Попробуйте сейчас сместить фокус на свою семью: почаще обниматься с дочкой, искать, что вам вместе понравилось бы делать, больше разговаривать, выезжать на природу. Это как будто напрямую не связано со школой и с работой, но постепенно поможет вам вернуть нормальное состояние, из которого уже будет лучше видно, что делать с теми или иными сложностями.

Всего вам доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»