Вопрос специалисту

Как помочь учиться внучке?

Как помочь учиться внучке?

Внучка учится в 5 классе, живём отдельно, не выполняет ДЗ вообще, очень много пробелов, только каждый день обещает и т.д., т.п. Вчера за классную работу (уже не первый раз) очередная двойка, при всём при этом она прямо в работе написала учителю, что не выучила материал, но обязательно выучит. 


Всем только обещает, что будет делать, но изо дня в день всё остается по прежнему. Если бы я жила рядом (живём в разных населённых пунктах), то могла бы приходить к ним и заниматься с внучкой, учила бы её ответственности, самостоятельности и т.д. Что я могу сделать на расстоянии, подскажите.

Здравствуйте.
Читая ваше сообщение, слышу, что вам очень непросто от того, что внучка получает двойки, не выполняет обещания по выполнению домашних заданий. Чтобы найти решение для себя в этой ситуации, важно посмотреть, что с вами происходит от этого? Предполагаю, что здесь есть страх, и важно посмотреть в него. Попробуйте ответить себе на вопрос, чем для вас конкретно опасна ситуация, когда вы получаете низкую оценку или не выполняете обещанного? Какое чувство запускается? Возможно, это стыд. И тогда важно разделить, что это ваш стыд, и, правда, из него не следует ожидать каких-то действий от другого. Возможно, когда-то вам сказали, что так нельзя, показали, что это может быть опасно, за таким выбором могло последовать наказание, отвержение, непринятие и трансляция нелюбви. И сейчас это болезненное место не даёт допустить такое проявление для внучки.

Когда мы не разрешаем чего-то себе, нам трудно разрешить это другим. Тут можно поисследовать, какой именно страх стоит за вашей тревогой, для этого можно ответить на вопросы: что именно случится, если внучка не будет учиться хорошо - кто-то уйдёт из отношений, кто-то будет одинок, появляется какая-то неясность, или какая-то боль в связи с этим?

Вы можете написать на листочке все, чего боитесь в качестве последствий от этой ситуации, и рядом прописать, что вы можете сделать, чтобы этого не случилось, и что сделаете, если случится. Однако тут ещё хочется заметить, что ответственность за ребенка несут его родители, и если бабушка берет эту ответственность на себя, тогда настоящие родители встают на место ребенка. Тем самым девочка как будто остаётся без взрослых в своей семье.

В этом возрасте правда подросткам непросто, а самооценка складывается из оценок значимых взрослых. Возможно, девочка устает и ей не хватает ресурса на выполнение домашних заданий. Но хочется заметить, как здорово, что девочка честно и искренне говорит учителю, признаваясь, что не выучила урок, и намерена его выучить.

Критикой мы часто невольно нападаем в отношениях на другого, и в этот момент у ребенка рождается страх и желание защититься (дистанцироваться или агрессивно ответить, а если ответить нельзя, тогда появляется аутоагрессия, желание исчезнуть). 

Если говорить про заботу о девочке, то можно отметить, что она достаточно смелая, честно говорит с учителем, старается. Можно спросить, что ей мешает вовремя выполнить домашнее задание, и спросить, чем конкретно вы могли бы помочь ей, если она готова принять вашу помощь? Возможно, эта помощь будет не связана с уроками, а по освобождению времени для них. Снижение уровня требований и создания условий для возможности отдохнуть и восстановиться. Ведь 11 лет - очень непростой возраст, происходят и гормональные, и физиологические и социальные изменения. И для всего этого требуется много ресурса.

Сейчас в страхе можно начать с того, чтобы поддержать себя, делая глубокий медленный вдох через нос и более глубокий медленный выдох через рот трубочкой. Осознавая, что сейчас нет тех последствий, которые вас пугают. И плохие оценки совсем не значат, что девочка не сможет найти работу или будет как-то несостоятельна в жизни. Правда, много примеров существует, когда отличники в итоге сталкиваются со своей несостоятельностью и неврозом по этому поводу, тогда как те, кто учился в согласии со своими ресурсами, находят творческие решения вопросов проблем и достигают больших высот. Можно опираться на это, если есть подобная тревога. 

Ну и важно все же признать, что строя ожидания от других людей, мы правда вынуждены сталкиваться с разочарованием и бессилием, так как люди не в силах управлять чувствами, решениями и поведением других людей.

Однако если есть ценность сохранить близкие отношения с внучкой и ее родителями, то можно выбрать присвоить свои страхи и чувства себе, и давать поддержку/помощь, если они об этом попросят, разрешая им быть такими , какие они выбирают быть. Для ребенка главное осознавать, что ее любят, независимо от того, как она учится. И выбирая близкие отношения, можно опираться на это знание. А себе давать поддержку в сложных чувствах.

Тут может помочь работа с психологом.
Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале Учреждения социального обслуживания семьи и детей. Искренне желаю с заботой о себе справиться с неприятными эмоциями по поводу этой ситуации.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»