Вопрос специалисту

Мой сын готов к школе?

Мой сын готов к школе?

Сначала предыстория. Мой старший сын, безумно желанный ребенок и для нас с мужем и для его родителей (для моих родителей не первый внук, внимание уделяли иногда, при наличии необходимости). В жилищном и денежном вопросах проблем не было, у ребенка было все что нужно! В декрете я сидела с до 1,9, но в детский сад мы не пошли, с ним оставался дедушка (мой свекр). Он безумно заботливый, и делал все за него (накормить, одеть, штаны снять и т.д.). 


В итоге я попыталась отвести его детский сад в 3 года, ему там очень нравилось! Ходил с большим удовольствием! Но не больше 4 дней, потом больничный на месяц у всей семьи. Промучились мы так 3 месяца, и по просьбе дедушки вывели из сада. Потом, когда ему было 4,6, в семье появился второй ребенок, его родной братик. Он был счастлив, очень его любил! До второго моего декрета, а то есть до 4,5 лет дедушка продолжал все за него делать (кормил из ложки, одевал и т.д.), хотя дома уже был немного самостоятельный (ел сам, и одевался, правда, кое-как). 

И вот наконец-то я стала сама сидеть с детьми! Я ещё раз попробовала пойти в детский сад, ещё 3 месяца мучений, только уже заражался новорожденный малыш! Я опять его вывела из сада! Дома кушал уже сам, одевался тоже сам, но долго и неаккуратно, продолжала учить! Умственно ребенок развивался очень хорошо, к 5 годам я научила его читать, к 6 он уже читал бегло, с выражением, и неплохо писал печатными буквами, считал примеры на +- в пределах 15. Ну и в целом о мире знал неплохо, очень любит интеллектуальные игры. Так как в детский сад мы в итоге не ходили, а он очень тянулся к детям, мы решили отдать его в школу в 6,8. Психолог и логопед при поступлении в школу (было очень много вопросов и тестов, которые он с успехом прошел) сказали, что ребенок готов!

И ещё один момент, так как у нас младший ребенок, то старший как будто вернулся в возраст младшего, и играл с ним как малыш, кричал озоровал не по возрасту! В итоге вопрос! Мы ходим в школу полтора месяца, что касаемо учёбы, все просто отлично! По письму в основном пятёрки, по чтению лучше всех в классе, в конкурсе стихов занял второе место! Но! Поведение ужасное! На переменах бегает кричит и играет как маленький! На уроках учителя не слушает, болтает с соседками по партам, учитель говорит, мешает всему классу! В итоге сидит на последней парте. Провожу с ним беседы по пять раз на дню! Стал со мной постоянно спорить даже по мелочам, в итоге доводя всех до предела! Очень медленно одевается в классе, хотя дома при сборе в школу одевается самостоятельно за 10 минут, но иногда тоже может задуматься. Я уже переживаю о том, что он не дорос (в плане морально, по росту почти самый высокий) до школы, потому что сверстники более смышлёные и шустрые. Что мне с этим делать? Как поддерживать ребенка? Ведь когда я его ругаю (в виде серьезного разговора), мне его жалко, так как у него и так стресс! А когда не ругаю, он как бы начинает очень наглеть, и поведение становится ужасным! 

Ещё один момент! Есть такая черта в нем: на словах он просто супер герой (смелый, сильный и все на свете может) а по факту жуткий трус, нюня, ноет даже если муха мимо пролетит. Это уже черта характера такая? Или я с этим смогу что то сделать? 

P.s.: у нас полноценная семья мы с мужем в браке 8 лет, у обоих брак первый. Сор при детях не устраиваем, но с детьми больше я времени провожу, муж частенько без выходных.

Здравствуйте. Вы правильно заметили, у ребенка сейчас очень непростой период - адаптация. И если остальные дети как-то чаще были готовы (посещали детский сад, какие-то занятия, подготовительные курсы), то ваш сын сейчас в двойном стрессе. Ему нужно сразу научиться быть в огромном коллективе, занимать там какую-то позицию, привыкнуть к новому месту, расписанию, распорядку дня, довериться учителю и так далее. Очень непросто само по себе. А когда еще и в семье поддержки нет, это совсем непросто.


А что такое поддержка в контексте вашей ситуации? Это контейнирование эмоций ребенка, помощь в их проживании, отсутствие осуждения, обесценивания, стыжения и так далее. Учитесь уважать чувства и особенности своего сына. Судя по вашему описанию, мальчик чувствительный, эмоционально тонко настроенный. С ним нужно нежно и аккуратно. Читая ваше письмо, сложилось ощущение, что вы согласны с учителем и даже как будто против ребенка в эти моменты. А нужно всегда быть "в команде" с ребенком. Обсуждайте и обсуждайте поступки, а не ребенка. Не оценивайте его по поступкам, не стыдитесь. Это ваш сын, и он так проживает кризис. 

Что плохого в том, что он бегает, как маленький? Ему нравится? Пусть. Вы не можете сейчас оказать поддержку, пожалуйста, не забирайте у него те способы, которые ему помогают. А поведение ребенка в школе - это ответственность учителя. Это его пространство. И он должен вовлекать детей в процесс, а не вы заставлять слушать скучного учителя. 

Про беседы. Важно, чтобы это были диалоги, а не нравоучения. Если вы не слышите чувств своего сына, он в какой-то момент тоже не хочет вас слышать. Это опасная ситуация, которая может вызвать потерю близких отношений с ребенком. Поэтому постарайтесь услышать его и помочь прожить. Не нужно ругать. Нужно помогать найти безопасный способ прожить эмоции и устанавливать границы ребенку. Если правила будут чёткие и понятные, а вы сами их будете соблюдать, то он вас услышит. 

И да, он не трус, а боится. Ему страшно. Ему нужна помощь в понимании того, как себе помочь, когда страшно. Научите ребенка этому, пожалуйста. Он не нюня, а чувствительный. Не ноет, а просит о помощи. Если не готовы сами оказать поддержку, прошу обратиться к специалисту очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем портале https://www.ya-roditel.ru/map/

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»