Вопрос специалисту

Может ли стресс иметь какое-то положительное влияние?

Может ли стресс иметь какое-то положительное влияние?

Сыну летом будет 7 лет. Готовимся в 1 класс. К школе ребенок готов. Сам очень хочет в школу. Он очень любознательный, усидчивый, аккуратный. Давно читает, считает, пишет. 

При психолого- педагогическом тестировании выявили, что он амбидекстр (пишет левой рукой, но многое в повседневной жизни и играх делает правой). Развита логика очень хорошо, пространственное мышление, зрительная память, обожает конструирование. 

Однако нас с мужем очень настораживает факт того, что нашему ребенку психологом очень рекомендовано создание для сына стрессовой ситуации для взросления ребенка. Мы с мужем до конца этого не понимаем. Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, создание стресса для ребенка может иметь какое-то положительное влияние?

Татьяна

Татьяна, здравствуйте!

Возможно, вы не совсем правильно поняли слова специалиста. Нет, я не думаю, что стресс может оказать положительное влияние. Кроме того, он может пагубно влиять на все сферы жизни.

Как известно, гормон стресса способен контролировать выработку некоторых других гормонов, а это влечет за собой изменения настроения и общего состояния здоровья. Стресс активизирует те отделы, которые могут спасти жизнь, а значит, притупляются все вторичные функции. Так, например, если в семье конфликт, ребенок чувствует себя в опасности, он прикладывает все свои силы, чтобы восстановить равновесие, успехи в школе ровно пропорционально падают вниз.

Единственное, что я бы рекомендовала, это развивать стрессоустойчивость. Но не шоковой терапией. Мальчику предстоит стресс, связанный с поступлением в школу, лишний раз нагружать психику ребенка ни к чему.

Что я имею в виду? Обучите сына дыхательным упражнениям. Самое простое в ситуации стресса это медленный глубокий вдох носом и продолжительный выдох ртом. При этом губы сложены трубочку, а струя направлена вдаль, так, будто вы задуваете свечку, которая стоит далеко.

Также, можно использовать водные процедуры, спорт и ароматерипию в качестве способов пополнения ресурсов. Психика – это такой же орган, она нуждается в силе. И чем больше у нее ресурсов, тем выше ее сопротивляемость. Поэтому следите за режимом дня ребенка, его питанием, качеством и продолжительностью сна, отдыхом и активным временем бодрствования.

Разбирайте мультики, фильмы, сказки. Обращайте внимание на разные стратегии поведения, объясняйте, почему так, а не иначе. Играйте в ролевые игры, отрабатывайте новые навыки. Используйте сказкотерапию, как метод формирования новых поведенческих реакций. Чем больше у ребенка стратегий поведения, тем выше его адаптивность под различные ситуации. А значит, что и стресс будет легко пережит.

Развивайте эмоциональный интеллект ребенка, используйте технику контейнирования эмоций. Создавайте в семье ситуации выбора, учите принимать решения, нести за них ответственность. Пусть у мальчика будет своя обязанность по дому (например, полив цветов), это дисциплинирует и тренирует самостоятельность. Не ругайте за ошибки, объясните, что не ошибается тот, кто ничего не делает. И, конечно, больше хвалите, любите и поощряйте. Ребенок, выросший в любви, сам потом может любить. Из всего этого и строится взрослый человек, способный противостоять любому стрессу.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»