Возраст ребёнка: 10 лет
Отчим ругает и бьет девочку
Помогите начинающему психологу!
Дело в том что, у нас в школе есть девочка 10 лет (4класс). Она учится у нас с сентября, но
никак не может найти общий язык ни с одноклассниками, ни с младшими, ни со старшими
ребятами. С ней не хотят играть, часто обижают. Недавно она подошла к социальному
педагогу (она ей очень доверяет) и сказала, что ее это все достало, и она хочет убежать
из дома. После расспросов девочка рассказала, что ее отчим часто ругает и бьет. А еще
когда мамы дома не было, ложился с ней на кровать и рассказывал о сексе, как и что нужно
делать, а потом поцеловал, но сказал, что это нужно делать не так. Как мне поступить в
этой ситуации, как узнать фантазирует она или нет ли она, или нет. Какие есть тесты или
методики. Я сама с таким ни когда не сталкивалась, а советоваться не с кем, у нас поселок
маленький, я - единственный психолог.
Если просто побеседовать с ней, то на что обратить внимание, и как об этом всем говорить
с мамой.
Социальный педагог нашла повод, чтобы прийти к ним в гости. Мама утверждает, что у
отчима с дочерью хорошие взаимоотношения.
А девочка незаметно подсунула ей записку, где просит обратить внимание на ее синяки. Я
понимаю, что тема деликатная, и, не дай Бог, обвинить человека в том, что он не делал,
но еще хуже, если это пропустить и сломать судьбу ребенка.
Что я могу (или должна) сделать как психолог, какой алгоритм работы? Конечно, я не
собираюсь решать это одна, как только у нас будут все основания, сразу обратимся в
полицию.
Пожалуйста, не оставляйте мой вопрос без ответа, если не считаете нужный его выставить
на сайт, напишите хотя бы мне лично.
Александра
Добрый день!
Попробуйте побеседовать с детьми в классе, в котором обучается девочка,
узнайте, как они к ней относятся, почему именно так, расскажите им, как тяжело новому
человеку привыкнуть, пусть вспомнят, как они первый раз друг друга увидели, как им страшно
было; попытайтесь найти спокойную, добрую и дружелюбную девочку и попросите её помочь
новенькой девочке привыкнуть (стать для нее наставником). Поработайте с девочкой на
развитие коммуникативных навыков (разбирайте различные ситуации, рассматривайте несколько
вариантов ответов, например, «Ты оказалась в незнакомом коллективе, как ты себя поведешь?
– Пойду познакомлюсь. Что ты скажешь? А как еще можно? Что не надо делать и т.п.»), станьте
для нее партнером. Попробуйте поработать со всем классом на развитие общественной
деятельности и коммуникацию. О наличии аморального поведения по отношению к девочке
можно попытаться посмотреть в любых проективных методиках, например, рисунках, попросите
девочку нарисовать «Рисунок на свободную тему», «Моя семья», «Мои страхи», «Моя мечта»
по каждому рисунку проведите беседу. Если девочка вам не говорила про отчима, попробуйте
дать незаконченные предложения, например «Дома я…», «Моя мама…», «Мой папа…», «Мне
нравится…», «Мне неприятно…», «Я боюсь…», «Я мечтаю…»; также пусть девочка опишет
свою мама, отчима и себя (Моя мама…Мой папа (отчим - зависит от того, как она его называет)
…Я…), можно пофантазировать: «У тебя волшебная палочка, ты можешь превратить всех членов
своей семьи в животных. В кого бы ты их и себя превратила?» - можно использовать Детский
апперцептивный тест (САТ) и др. О том, что видно наглядно, беседуйте с мамой. Если что-то
заподозрите, не оставляйте без внимания.
Желаю удачи!
Анна Зубкова, специалист