Вопрос специалисту

Почему при других ребёнок ведёт себя хорошо, а с мамой плохо?

Почему при других ребёнок ведёт себя хорошо, а с мамой плохо?

Добрый день. Почему при других ребёнок ведёт себя плохо, а с мамой хорошо? Везде пишут только о том, что бывает наоборот. У нас например так - со мной хорошо, но если мы в компании взрослых (например, на работе у свекрови, у неё свой магазин), девочка ведёт себя хуже рядом с работницами магазина, которые любят, когда она приходит... Она как будто превращается в более маленького ребёнка.

Здравствуйте!

Действительно, часто мы наблюдаем следующую картину: ребёнок ведёт себя хорошо при чужих людях или родственниках, но как только рядом появляется мама, начинает капризничать. Это связано с тем, что родители для малышей – место безопасности и поддержки, где они могут найти утешение и понимание, сбросить сложные эмоции и рассчитывать на помощь.

Обычно такое случается при наличии крепкой и надёжной привязанности. Она обеспечивает детям уверенность в том, что родители устойчивы, смогут пережить его эмоциональные бури и не отвернуться.

Однако, если вы наблюдаете в своей семье обратную картину, это вовсе не значит, что у вас с привязанностью что-то не так.

Во-первых, когда мы говорим о плохом поведение ребёнка с родителями, чаще всего мы имеем в виду маленький возраст. Деток, которые ещё физиологически не способны контролировать своё поведение и понимать своё состояние. Поэтому они держатся до последнего, пока не окажутся вместе со значимым взрослым, чтобы рядом с ним пережить свои непростые чувства.

Во-вторых, поведение ребёнка не всегда регулируется именно этой причиной, особенно в более старшем возрасте.

Возможно, ваша девочка уже хорошо умеет справляться со своими чувствами и ощущает себя в вашем обществе спокойно. Тогда ей не нужно сбрасывать накопившееся напряжение, а можно просто наслаждаться общением с мамой.

Возможно, рядом с другими женщинами, которые принимают её и которым нравится, что она приходит, она становится центром внимания и заботы. А это очень приятное чувство, сколько бы лет нам ни было. И именно в такие моменты люди начинают вести себя более ребячливо.

Даже взрослый человек, попав в компанию, где ему весело и тепло, может вести себя глупо и словно по-детски. В этом нет ничего предосудительного. Таким образом мы можем закрыть свою потребность – во внимании, в признании. А чем старше ребёнок, тем больше эти желания начинают касаться не только семьи, но и других людей. Каждый из нас хочет быть принимаемым в обществе и причастным к нему.

Если вы уверены в том, что у вас хорошие отношения с ребёнком, что дочка вам доверяет, что она не получает от вас осуждение за то, какая есть, что она всегда может рассчитывать на вашу помощь и участие, то это самое главное.

Если вы подозреваете, что в вашей привязанности с ребёнком что-то не так, то имеет смысл посмотреть в эту сторону. Можно начать с книги Людмилы Петрановской «Тайная опора», в ней хорошо описаны процессы, которые происходят между родителями и детьми в разные периоды жизни.

Если вам не нравится поведение девочки среди других людей, вы можете поговорить с ней об этом. Например, поделиться тем, какие именно её действия вызывают в вас злость. Но не осуждать её, в целом. И не указывать, что с ней что-то не так и она вас не ценит, раз выставляет «в неприглядном свете».

А если вам кажется, что поведение девочки среди других людей говорит что-то о том, какая вы мама, - это большое поле для самоисследования. Потому что ребёнок ведёт себя так или иначе по множеству причин. И он не должен быть послушным или во всём нам подчиняться, причём чем старше становиться, тем больше свободы у него появляется.

Когда нам кажется, что по действиям детей можно сказать что-то о нашем родительстве, мы тем самым загоняем себя в ловушку невротического стыда. Начинаем думать, что где-то воспитали неправильно, не объяснили правила поведения, вовремя не пресекли что-то неприемлемое. В то время как ребёнок может просто расслабиться и веселиться, громко выражать радость, прыгать, кричать и чувствовать себя хорошо. И это не будет задевать окружающий людей, если они сами в контакте с собой и своими чувствами.

В правилах поведения у ребёнка должны быть чёткие границы. Например, не воровать, не использовать физическое насилие, не издеваться и т.д. Такие рамки – жесткие. А в остальном, всё зависит от ситуации.

И если вы видите, что ваша дочка счастлива, а окружающие воспринимают её положительно и радуются её появлению, то это точно ничего не говорит о том, какая вы мама или что с вашим ребёнком что-то не так. Это просто часть жизни, которая может подарить вашей девочки новые, приятные для неё эмоции и такое лестное внимание от других людей.

Желаю вам удачи, всего доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»