Вопрос специалисту

Разладились отношения с сыном-подростком

Разладились отношения с сыном-подростком

Добрый день. У меня с сыном-подростком (скоро 14 лет) разладились отношения. Совсем! Он меня не слушает, делает то, что ему нравится. Не ходит в школу, не помогает по дому. Слушает только своих друзей, которые старше его на 2-3 года. Гуляет где захочет и сколько захочет. Хорошо хоть на звонки отвечает и домой ночевать приходит. В школе не был больше месяца. 


Сейчас конец года, и ему светит второй год. Я сама много раз консультировалась с психологами, как мне вернуть сына к нормальной школьной жизни. Все в один голос говорят, что ЕМУ нужно работать с психологом, причем не один раз сходить на консультацию, а пройти определенный курс. Не хочет! Не могу уговорить! Тем более, не могу заставить! Что делать в такой ситуации? Как мне на него можно повлиять?

Здравствуйте. 
Работаем всегда с тем, кто обратился. Поэтому, если ребёнок не идёт, идите вы. Хуже не будет, а вот лучше может стать. Специалист может научить вас выстраивать границы, восстанавливать доверие и проживать чувства. Это даст возможность не только вам безопаснее проживать непростой подростковый период сына, но и ему "оттолкнуться" от вас и найти свою устойчивость.

Все дело в том, что у каждого этапа жизни человека есть свои задачи. Так, подросток учится занимать позицию в обществе, ищет свои ценности, формирует свою личность, исследует свои возможности, узнает свое тело и, собственно, за счёт этого взрослеет. Для этого ему необходимо проверять личные границы, подвергать сомнению, погружаться в коллектив сверстников и отрицать прежние ценности, учиться быть автономным за счёт негативизма и отрицания. И да, на фоне всех этих и без того непростых процессов есть ещё большие бессознательные процессы, обусловленные изменениями физиологического плана: гормональный фон меняется, что во многом управляет эмоциональным фоном и работой других систем. 

Кроме того, меняется тело ребенка. Зачастую это происходит быстро, что вызывает стресс. Вспомните себя беременную. Тело меняется. То, что было вчера, может не быть сегодня. Некоторые функции и особенности появляются, а другие исчезают. Для некоторых женщин это настолько критично и тяжело переносимо, что является поводом для депрессивного эпизода. Только если женщина знает, что с ней, почему и когда закончится, то подросток часто в неведении. И находится не в привычной атмосфере и среди любящих близких, а среди таких же подростков со своими сложностями.

Это значит, что у мальчика есть основания быть внимательнее к друзьям и иметь проблемы с учёбой. Но это не значит, что теперь можно все. И тут место для правил и договорённостей.
Вот только диалог нужно уметь строить. Основой должна стать дружественная позиция (это когда я не старше/сильнее/уменее, а когда я уважаю твои чувства и прошу уважать мои). Вместе с тем, как минимум до 18 лет вы несёте ответственность за сына, кормите его и даёте кров. Это даёт право вам требовать соблюдения некоторых правил. Они должны быть применимы к каждому члены семьи и выполняться всегда (даже в выходной, например). За невыполнение должны быть санкции (не наказания). По сути это цена последствий.

Например, есть правило, что мы моем посуду день через день. И мы договариваемся, что тот, кто не моет посуду, на следующий день готовит завтрак. Если он и завтрак не готовит, то второй может приготовить его только себе и в следующий раз купить еду только себе. А второй будет есть гречку. То есть одно событие вытекает из другого и соизмеримо предыдущему. 
Подробнее узнать об этом можно из статей на нашем портале:
Можно пойти по пути мотивации. Это когда у каждого члена семьи есть одинаковое количество дел, если выполняет за день, получает звезду. Её можно обменять на 100 рублей или копить. Если собирает все звезды за неделю, получает большую звезду, её можно обменять на 1000 или копить. Ну и так далее. Можно поощрять впечатлениями (поход в кино, поездки и т.д.). А можно ими санкционировать. Например, в кино не идём, потому что я мою за тобой посуду. 
Важно, чтобы санкции были обозначены заранее, были конгруэнтны проступку и всегда выполнялись.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»