Вопрос специалисту

Ребенок не хочет какать на горшок и плохо говорит

Ребенок не хочет какать на горшок и плохо говорит

Здравствуйте!

Сын приучился к горшку, гуляем и спим уже в трусиках. Просыпается ночью сам и просится пописать, но какать наотрез отказывается на горшок или в унитаз. Какал только в памперс, когда хотел какать подходил к шкафу, где они лазает, просил одеть и делал все туда. Неделю назад я сказала "все", для таких больших мальчиков памперсы больше не делают, давай какать на горшок и, О чудо, он таки сел и покакал. Я уже думала все, дорос, но это, как оказалось, была разовая акция и уже на следующий день все стало как раньше, за исключением того, что памперсы я так и не вернула. Теперь он просто ходит и жалуется что ему "бо-бо", когда говорю, что пойдем, покакаем, не бойся, я с тобой, отказывается и какает с горем-пополам в трусы. У меня уже просто мозг кипит, от постоянных мыслей, в чем дело: как может быть такое, что ребенок спокойно просится на унитаз писать, но какать ни в какую?

И еще одна проблема: сын очень мало говорит. С 10 месяцев ходим на «развивашки», дома постоянно читаем, когда гуляем, показываю ему на улице все подряд, называет предметы словами, но ребенок как говорил "би-би", так и говорит. Я пыталась посчитать, думаю, он говорит где-то 30 слов (сюда входят звуки некоторых животных). Причем мне кажется, что не говорит специально. Или мне это кажется. Например, занимаемся с ним по карточкам, там нарисован кабан, я говорю: "кто это", он: "ав-ав", я "нет, это кабан. Повтори ка-бан". А он сидит и молчит. И так-то посмотреть он все понимает, но говорить как будто бы не хочет. Или, например, читаем книжку он тычет пальцем картинки, а я называю. Если спрошу у него "что это?" он в основном отвечает: "дль" (так он называет все предметы, название которых не умеет произносить)

Подскажите, пожалуйста, как себя вести и как правильно направлять развитие ребенка?

Спасибо.

Дарья

Здравствуйте, Дарья!

Отвечаю на ваш первый вопрос. Для начала важно понимать, что нормальным считается приучение к горшку до трех лет, поэтому чисто физиологически и психологически у ребенка еще есть время, чтобы освоить эту норму поведения. Поэтому постарайтесь расслабиться: главное правило для приучения ребенка к горшку - это спокойствие, поощрение успехов и игнорирование неудач. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка сидеть на горшке, не нужно стыдить его, создавать негативные ассоциации.

Нужно понять, что мешает ребенку и устранить эту причину. Среди причин могут быть следующие: стоя ребенку легче осуществить акт дефекации. Возможно, ребенку мешают полипы в кишечнике или другие физиологические проблемы - в этом необходимо разбираться с помощью педиатра.

Кроме физиологии, стоит обратить внимание и на психологические аспекты, а именно на возраст. Ребенок активно познает мир, вполне возможно, что посредством такого поведения ребенок просто узнает свое тело и хочет понять, как и почему происходит дефекация. Стоит позволить ребенку изучить свое тело и со временем интерес пройдет, а значит и приучить к горшку будет проще.

Также у ребенка могут быть неприятные ассоциации, возможно, вы эмоционально реагировали во время приучения к горшку и теперь ребенок испытывает страх или напряжение. В этом случае стоит обратить внимание на собственные эмоциональные реакции - они должны быть ровными и последовательными. Вы правильно сделали, что сдержали свое слово и отказались от подгузников, ребенок должен понимать, что слово мамы - закон. Обратите внимание еще и на то, как вы реагируете на сам процесс дефекации: возможно, вы слишком контролируете его, акцентируете на нем большое внимание. Если это так, ослабьте контроль и позвольте ребенку справляться самостоятельно.

Важно также показывать на своем примере: озвучивайте свои действия, когда идете в туалет, чтобы ребенок понимал, как это происходит у взрослых и что такое поведение – это норма общества.

Отвечаю на ваш второй вопрос. Действительно, для текущего возраста 30 слов - это довольно мало. Однако важно понимать, что норма - это среднее и наиболее частотное значение, но в целом отклонение от нормы по некоторым показателям допустимо, если это не сочетается с другими симптомами и признаками некоторых заболеваний. Например, если у ребенка нет отставания в физиологическом и психическом развитии: он хорошо понимает инструкции, которые вы даете ("принеси", "отойди", "иди ко мне"), своевременно пополз, встал на ноги и т.д. Итак, если других симптомов нет, то недостаточное количество слов в арсенале может быть индивидуальной особенностью.

Развитие ребенка не всегда идет равномерно: иногда ребенок сначала долго не встает на ножки, потом сразу ходит или долго не говорит, а потом сразу выдает предложения - это вариант нормы. Но при этом я настаиваю на необходимости консультации детского невролога. Ведь задержка речевого развития - это довольно частая проблема, которая возникает после осложненных родов, гипоксии плода и т.д. Чем раньше диагностируется задержка в развитии, тем проще и быстрее протекает лечение.

В данном случае также важно не реагировать эмоционально на неудачи и ребенка и поощрять корректное поведение. С ребенком нужно разговаривать, работать с карточками, погружать его в сферу активной коммуникации. Кроме того, необходимо сразу формировать правильную речь, без уменьшительно-ласкательных суффиксов и кличек - так ребенку будет проще запоминать слова. Правильно организуйте распорядок дня ребенка, чтобы избежать переутомления. Усталость может быть физической и психологической, важно чутко считывать то, насколько сейчас ребенок готов к восприятию информации.

Надеюсь, ситуация в ближайшее время разрешится.

Всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»