Вопрос специалисту

Ребёнок плохо себя ведет

Ребёнок плохо себя ведет

Здравствуйте, моему ребёнку 5 лет, он очень плохо себя ведёт в школе, дерётся с мальчиками, которые слабее его. Когда я дома с ним разговариваю, он обещает мне больше не баловаться и слушаться. Но когда он заходит в школу или где-нибудь в обществе, он ужасно меняется и совсем не слышит меня и бабушку. Но при этом он всегда признается, что он не слушался и плохо себя вёл, говорит, я старался, но у меня не получилось. Я уже не знаю, что делать и как воспитывать дальше. Он даже в садике так себя вёл. Помогите пожалуйста.

Сания

Сания, здравствуйте.

У такого поведения может быть много причин.

Одна из них – недостаток вашего внимания. Часто мы уделяем себя и своё время ребёнку в большей степени, когда он ведёт себя плохо. А если всё хорошо, то и ладно, значит, мы можем заняться другими делами. И вот в такие моменты ребёнок, конечно, неосознанно, понимает, что лучше вести себя плохо. Зато потом вы приходите домой, и мама разговаривает. Вы выясняете, что случилось. Он кается, получает вашу поддержку, вы его обнимаете. И вот так он, наконец, чувствует, что мама рядом, что всё её внимание сконцентрировано лишь на нём. Так он получает вас. И лучше так – иногда через ваше недовольство и ругань, чем вообще никак. Ему же нужно ваше тепло и забота, даже больше, чем можно представить. Ему нужно знать, что он занимает важное место в вашей жизни. И если нет уверенности, то он пытается её получить.

Обращайте на ребёнка внимание в любом случае – вёл он себя или плохо. Хвалите за успехи. Осекайте, если видите, что сейчас между ним и кем-то будет ссора.

Можно придумать кодовое слово, как было в одной из частей Ледникового периода. К примеру, если вы видите, что его поведение становится неуправляемым (желательно – только начинает становиться, чтобы «поймать в зародыше»), говорите ему громко «апельсин» (но без агрессии, а просто как факт, тем самым делая посыл «сейчас будет происходить что-то не то, я всё вижу»).

И при этом важно изобрести слово-противопоставление. Которое тоже будет секретным, кодовым, понятным только вам двоим. И которое будет означать «я тебя люблю». И его можно говорить на ушко перед сном, перед школой, во дворе, пока он играет с другими детьми. Это слово будет напоминать, что вы рядом, что он вам нужен, дорог, ценен, важен, что вы замечаете его, что всё хорошо, но вашей любви так много, что хочется ещё раз напомнить ему об этом.

Другая возможная причина подобного поведения – норма возраста. Вообще все люди разные, у кого-то нервная система более подвижная, у кого-то – менее. И из-за этого одни дети могут тихо и спокойно сидеть и играть часами, а другие носятся по дому и рушат всё вокруг. Важно помнить, что 5 лет – это ещё очень мало, чтобы ребёнок умел идеально контролировать себя и своё поведение. Он только учится. Раз за разом, благодаря вашей помощи и подсказкам.

И поэтому, с этой точки зрения, важно говорить «я верю, что в следующий раз у тебя получится». Опять же, кодовое слово, означающее, что нужно успокоиться, и здесь будет к месту.

Очень помогают в развитии контроля над собой игры, в которых присутствует «элемент торможения». К примеру: бегать под музыку и замирать в виде какого-то животного, когда музыка останавливается (соответственно, вы её ставите на паузу). Передавать мячик и говорить слово, но какое-то слово будет сигналом, что мяч брать или ловить нельзя. Игра в болото, когда мы раскладываем по полу геометрические фигуры разных цветов, и на зелёные можно прыгать, а на красные – нет (а вокруг – лава), и надо успеть по времени. И тому подобные.

Кроме того, попросите ребёнка нарисовать или слепить «вредную буку», живущую в нём и мешающую ему хорошему себя вести. Поговорите с результатом работы. Если она из пластилина, предложите сегодня оставить её дома и сходить в магазин без неё (но сначала тогда надо попрощаться «пока, врединка, я скоро вернусь, не скучай тут»). Можно видоизменять рисунок или фигурку, как вздумается или захочется, делать её более смешной или доброй (и это помогает ребёнку взять контроль над своими порывами, почувствовать над ними власть).

И сквозь любую мою рекомендацию и каждое совместное занятие красной нитью идёт одно – необходимость вашего внимания, тепла, понимания и поддержки. Помните об этом, и тогда справляться с трудностями в поведении будет легче.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»