Вопрос специалисту

С чем связано нежелание действовать по правилам?

С чем связано нежелание действовать по правилам?

Здравствуйте! Подскажите как лучше узнать - понять своего ребенка? Я понимаю, что к процессу воспитания и обучения нужно подходить очень ответственно. Стараюсь вникать, но не все понятно. В свои 3 года сын неплохо развит: хорошо развит, обширный кругозор, любит книги. Меня волнует то, что он не хочет действовать по инструкции. Это проявляется в играх, рисовании и лепке. На предложения: давай сделаем так (построим гараж, нарисуем киску..) Или задания (раскрась большой круг одним цветом, маленький другим) - он либо сделает по-другому, либо вообще не будет делать. Я не давлю на него, просто откладываю это занятия. Но возникли проблемы в саду - воспитатели недовольны тем, что он не выполняет указания. А я немного переживаю, что уходит лучшее время для развития мелкой моторики - сын предпочитает рассматривать книги, журналы. Рисование, лепка, аппликация и т.д его не впечатляют Для себя я отметила, что он больше относится к типу визуал. Так же когда рисует (обычно машины) прорисовывает детально (капот, багажник, фары и т.д), либо сильно чирикает, калякает. В детсаду очень слабый нажим, тонкие линии. Думаю ему там не комфортно (( Подскажите с чем может быть связано не желание действовать по правилам? как это исправить или как развивать мелкую моторику (предложения давай поиграем с крупой, прищепками и т.д - тоже отрицает, либо раскидывает всё по комнате) Его отец с нами не живет с 1 года. Последние два месяца живем с моими родителями. Мне кажется, они сильно повлияли на внука. Их "система воспитания" просто катастрофична. Сначала позволяют что-то делать плохое, недозволенное, потом ругают за это. Выбирают слова вселяющие чувство вины, несовершенства и т.д. Бабушка разрушает понятие мужского авторитета. Разговоры с ними ни к чему не приводят. Вижу один выход - не жить с ними, но пока не получается. Как снизить их негативное влияние? Спасибо!

Светлана

Здравствуйте, Светлана.

Скорее всего, поведение Вашего ребенка говорит о том, что он переживает кризис трех лет. Наверняка Вы наслышаны об этом непростом периоде. Важно помнить, что в моменты непослушания у Вашего сына развиваются такие необходимые качества личности, как настойчивость, самостоятельность, чувство собственного достоинства. И если Вы будете реагировать на его поведение с пониманием, принимая его чувства, но устанавливая четкие границы, мальчик вырастет уверенным в себе человеком.

Ваш ответственный подход к воспитанию и обучению очень радует. Однако при этом стоит расставить приоритеты. Главная цель родителей состоит не в том, чтобы ребенок был самым развитым, умным или красивым. Мы хотим, чтобы, прежде всего, наши дети были счастливы. И если рисование или лепка не являются занятиями, которые доставляют ему радость, зачем заставлять его рисовать и лепить. Каждый человек имеет свои собственные склонности и способности, при этом не все должны уметь одновременно создавать живописные шедевры, писать романы-бестселлеры и делать научные открытия. Старайтесь поддерживать интерес сына, который уже существует, и тогда он будет воспринимать обучение в целом как радостный и захватывающий процесс.

Конечно, на поведение Вашего ребенка повлияла и семейная ситуация. Однако Ваше сильное волнение по этому поводу также может подливать масла в огонь. Разные взгляды на воспитание сосуществуют и в семьях, где есть два родителя одного поколения. Необходимо сохранять спокойствие в отношениях с Вашими родителями и помнить, что для ребенка Вы являетесь главным авторитетом.

Поскольку решить вопрос с совместным проживанием пока нет возможности, Вы можете изменить свое отношение к этой ситуации. Попробуйте составить список тех конкретных действий дедушки и бабушки, которые противоречат Вашему взгляду на воспитание мальчика. Затем подумайте, каким образом было бы, по Вашему мнению, правильнее вести себя в этих моментах. После этого можно обсудить Ваш список с ними (но не при сыне) по каждому пункту и попробовать прийти к общему согласию.

Но при обсуждении ни в коем случае не обвиняйте их и не указывайте на ошибки. Вместо этого поговорите о своих чувствах, о своем волнении насчет поведения их внука и в качестве предложений озвучьте, каких действий Вы ждете от них. Обратитесь к ним не как к врагам Вашей системы воспитания, а как к близким людям, которые могут вместе с Вами помочь мальчику успешно пройти кризисный период. В результате такой беседы они почувствуют себя такими же значимыми участниками воспитательного процесса и, скорее всего, будут больше готовы к сотрудничеству с Вами.

Если Вас также интересует более детальный анализ рисунков сына, Вы можете обратиться в раздел «Консультация психолога по детским рисункам» на нашем сайте или на очную консультацию к психологу.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог