Вопрос специалисту

Сын не просит о помощи, а потом истерит, когда не получается

Сын не просит о помощи, а потом истерит, когда не получается

Здравствуйте. Сыну скоро будет 8 лет, он первоклассник. Как пошли в школу, столкнулась с такой проблемой, хотя она и раньше была, но не так остро стояла. Когда начинаешь ему объяснять, как решить данный пример, или когда показываешь ему, как правильно сделать упражнение, он не слушает, говорит, что сам умеет, но, когда видит, что у него ничего не получается, сразу начинает истерить, плакать, говорит, что он никогда не научится этому. Хотя усидчивость у него хорошая. Как можно решить эту проблему?

Юлия

Юлия, здравствуйте.

Для начала нужно понять почему так происходит. Откуда желание «сам» и сопротивление вашей помощи. Возможно, вы активно поощряете самостоятельность, но при этом также активно стыдите за просьбу о помощи. Или в семье есть пример того, как мужчина должен все сам один и никогда не просить о помощи. Также, есть вероятность, что для вашего ребенка такой стиль поведения (самостоятельность) – это способ получить похвалу и чувство гордости. Может быть, вы кого-то активно хвалите за это, и ваш сын тоже хочет от вас восхищения. Или вы непонятно объясняете, и ваш сын не хочет запутаться еще больше, а сказать вам об этом стесняется. А может, вы так наседаете, агрессируете и раздражаетесь, что ему проще отказаться от вашей помощи совсем. Также, предположу, что ваш сын привык заслуживать похвалу, что вы (или другой значимый взрослый) не даете ему безусловную любовь и в семье есть идея, что ее надо заслужить. Версий много. Важно найти вашу.

И тогда будет понимание потребности ребенка и возможность обучить его иному способу получить желаемое. Например, давая ему больше похвалы и нежности. Так, чтобы он не оставался в вечном голоде и гонке за доброе слово. Или научиться мягче разговаривать с ребенком и по-разному объяснять одно и тоже несколько раз.

Сейчас стоит начать замечать достижения мальчика в мелочах: «Ух, как ты быстро смешал краски», «Ты одеваешься все быстрее», «Помнишь, как было сложно научиться это делать, а теперь вот как лихо получается». Это даст мальчику опору на себя и опыт побед. Покажите и расскажите то, как вы делаете что-то. Что требует тренировок и помощи. Обсуждайте подобные ситуации в книгах и мультиках, обыгрывайте это в ролевых играх, придумывайте сказки сами.

Помогайте справиться с эмоциями разочарования. Называйте то, что чувствует сын и легализуйте это: «Я тоже очень злюсь, когда у меня не получается. Я тебя понимаю. Это нормально». Если ребенком управляет эмоция, помогайте справиться с ней: побейте подушку, покричите, потопайте ногами. Потом, когда успокоится, обсудите происшедшее и придумайте вместе правила, которые помогут в будущем: «Давай договоримся. Если ты хочешь сам, не проблема, пробуй. Но если не получается, то ты либо откладываешь задачу, либо просишь меня помочь, либо отказываешься от нее совсем. А я обещаю помогать только если ты попросишь».

И обязательно помогайте ребенку расслабляться. Следите за сном, качеством питания и режимом дня. Возможно, столь бурные реакции вызваны некоторыми дефицитами.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»