Служба психологической помощи помогает решить широкий спектр проблем и найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Вы можете получить консультацию специалиста-психолога, который ответит вам на все волнующие вопросы.
Процесс оказания психологической помощи детям, пострадавшим в результате насилия сексуального характера проходит в несколько этапов:
- 1-й этап – сбор информации, для подтверждения факта совершенного насилия;
- 2-й этап – составление плана психологической беседы;
- 3-й этап – выбор условий и места для проведения встреч с ребенком;
- 4-й этап – проведение первичной беседы;
- 5-й этап – проведение нескольких последующих встреч с ребенком для оказания ему необходимой психологической поддержки.
1-й этап: сбор информации
Сбор информации осуществляется путем ознакомления специалиста с различными источниками, которые дают информацию:
- о подтверждении факта насилия;
- о характере совершенного насилия;
- об обстоятельствах, в которых произошло насилие;
- о личности подозреваемого;
- о непосредственной реакции ребенка на случившееся.
2-й этап: составление плана психологической беседы
Составление плана психологической беседы производится специалистом в зависимости от выбранных им индивидуальных методов работы. При составлении плана обязательно учитываются:
- наиболее важные вопросы, требующие уточнения;
- уровень развития ребенка для правильной формулировки вопросов;
- готовность ребенка к признанию.
По факту готовности к признанию дети делятся на четыре группы:
- готовые рассказать о случившемся во всех подробностях одному или нескольким людям;
- готовые сделать частичное признание, преуменьшить либо скрыть информацию о насилии;
- психологически не готовые к признанию, поскольку факт их насилия был открыт без их участия;
- дети, факт насилия в отношении которых не установлен точно и лишь подозревается.
3-й этап: выбор условий и места для проведения встреч с ребенком
К месту проведения беседы предъявляются следующие требования:
- оно должно отвечать удобствам ребенка;
- в нем не должна быть чересчур официальная обстановка;
- не должно быть переизбытка игрушек (исключение – куклы, необходимые при работе с детьми дошкольного возраста, помогающие ребенку в объяснении факта насилия).
При выборе времени беседы обязательно должен учитывать режим дня ребенка, особенно, если речь идет о маленьких детях. Средняя продолжительность первичной беседы не должна превышать 30 минут.
Присутствие родителей или лиц, имеющих опекунство над ребенком, во время беседы не допускается (исключение –дети младше 6 лет, испытывающие страх наедине с посторонними людьми).
4-й этап: проведение первичной беседы
Проведение первичной беседы проходит в несколько стадий:
- 1-я стадия – установление контакта специалиста с ребенком;
- 2-я стадия – оценка развития ребенка;
- 3-я стадия – получение информации;
- 4-я стадия – завершение беседы;
- 5-я стадия – анализ полученных сведений.
Цель установления контакта специалиста с ребенком – завоевание его доверия для возможности дальнейшего общения.
Оценка развития ребенка требуется для определения интеллектуального уровня ребенка, его жизненного опыта, способности отвечать на задаваемые сложные вопросы и выявление его психологических особенностей через анализ соответствия возрасту, развитие памяти, запас знаний, уровень психологической зрелости, способность понимать и оценивать происходящие события.
Получение информации происходит в процессе спонтанного рассказа ребенка, а в случае невозможности вызвать его на разговор – путем задавания специалистом конкретных прямых и наводящих вопросов, используя имеющуюся у него информацию о случившемся. В случае, когда от ребенка невозможно получить сведения путем ответа на прямые и наводящие вопросы, специалисту разрешается использовать вопросы с несколькими вариантами ответа.
Завершение беседы заключается в выражении специалистом признательности ребенку за сотрудничество вне зависимости от плодотворности состоявшегося разговора.
Главные критерии, по которым осуществляется анализ полученных сведений – объективность, профессионализм специалиста и опора на конкретные факты.
5-й этап: проведение последующих встреч с ребенком
Количество последующих встреч специалиста с ребенком для оказания психологической помощи может варьироваться в зависимости от индивидуальной ситуации. В среднем полный сеанс по оказанию психологической помощи включает в себя 6-8 занятий, однако, в некоторых случаях их требуется больше или меньше. Точное количество необходимых бесед определяется специалистом, исходя из оценки психологического состояния ребенка и обстоятельств осуществленного по отношению к нему насилия.
Цели 1-го и 2-го занятий:
- Создать у ребенка атмосферу доверия к специалисту и предстоящим встречам с ним.
- Оказать ребенку помощь в раскрытии его мыслей и чувств, связанных с пережитым насилием.
- Снизить состояние тревоги у ребенка, ослабить его чувство вины, повысить его самооценку.
Цели 3-го и 4-го занятий:
- Дать ребенку возможность говорить о своем отношении к насильнику.
- Обсудить с ребенком проблемы нарушения доверия к другим людям.
- Помочь ребенку понять, каким людям можно доверять, а каким - нет.
Цели 5-го и 6-го занятия:
- Дать ребенку общее представление о любви и сексуальных отношениях.
- Помочь ребенку понять разницу между сексуальными отношениями по взаимному согласию и сексуальному насилию.
- Помочь ребенку понять, почему некоторые люди способны совершать насилие по отношению к детям.
Цели 7-го и 8-го занятий:
- Помочь ребенку понять, что определенные вещи могут напоминать ему о пережитом насилии и вызывать чувство страха.
- Научить ребенка преодолевать негативные чувства, вызываемые этими воспоминаниями.
- Объяснить ребенку, как он может противостоять насилию.
- Помочь ребенку не чувствовать себя одиноким в своем горе.
- Показать ребенку, что в его личностном развитии возможен прогресс.
Методы, используемые во время занятий:
- Любая отвлеченная деятельность, помогающая ребенку проявить себя, а специалисту – поддержать его и похвалить.
- Вопросы, позволяющие специалисту больше узнать о его интересах, увлечениях и личных качествах.
- Всестороннее обсуждение истории, связанной с насилием и личностью насильника.
- Психологические тесты, позволяющие установить, как ребенок представляет картину совершенного насилия, насколько сильно он испытывает чувство вины, какие негативные чувства его терзают.
- Обсуждение с ребенком результатов тестирования.
- Подбор и применение необходимых методик для избавление ребенка от негативных мыслей, чувств и преследующих его страхов.