В октябре 2016 года первые «выпускники» Школы семейного воспитания «Ступеньки» (проекта, который реализуется на базе Егорьевского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Наш дом») отметили окончание обучения. О необычном проекте порталу «Я — родитель» рассказала заместитель директора Егорьевского СРЦН «Наш дом» Татьяна Юрьевна Захарова.
Цель и суть проекта
Проект «Ступеньки» направлен на семьи, в которых у родителей нет необходимых знаний по психологии и педагогике, что приводит к тому, что родители не могут установить контакт с детьми, прибегая к некоторым недопустимым формам наказания и даже жестокости.
Конечной целью проекта является создание или восстановление в семье благоприятной среды для развития и воспитания ребенка.
Этот проект был разработан в 2013 году как новая технология в работе с семьями, испытывающими трудности в воспитании своих детей. Его главное новаторство, отличие от других форм работы центра состоит в совместном обучении родителей и детей.
Обучение в «Школе семейного воспитания» охватывает один календарный год: с сентября текущего года по сентябрь следующего года. В сентябре «выпускается» группа и сразу формируется следующая. Если у семей, участвовавших в проекте, есть желание продолжить посещение занятий, они автоматически зачисляются в следующую группу.
Участники проекта
Целевая группа проекта — дети дошкольного возраста (от 1,5 до 7 лет), находящиеся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, а также их родители — с низким уровнем педагогической компетентности. Подобные семьи находятся в поле зрения полиции, Комитета по образованию и различных общественных организаций. По результатам анкетирования, позволяющего выявить уровень педагогической грамотности родителей, происходит отбор родителей, с которыми предстоит работать.
Работа с участниками проекта
Работа с участниками проекта «Ступеньки» ведется по трем направлениям:
Повышение педагогической компетентности и психологической культуры родителей путем их просвещения в вопросах воспитания детей дошкольного возраста;
Психолого-педагогическое сопровождение детей, формирование у них учебной мотивации;
Создание общности интересов детей и родителей.
Работа начинается с диагностирования детей для выявления их реального уровня развития. Исходя из результатов диагностики, формируются подгруппы, объединяющие 3–4 семьи — это 10–12 человек.
Социальные педагоги проводят своего рода тестирование среди мам (и пап, если таковые есть) на выявление уровня педагогической грамотности. Это проводится с помощью анкетирования и индивидуальных бесед с использованием специальных компьютерных программ. По результатам тестирования для семей-участников составляется их персональный график занятий.
Основная форма работы — коррекционно-развивающие занятия с детьми и их родителями. Они проходят 2 раза в месяц по 40–60 минут. Занятия ориентированы в первую очередь на детей, поэтому родители и дети на них приезжают вместе (центр предоставляет трансфер от дома до центра и обратно). Обычно занятие проводит не один педагог, а сразу три специалиста. В процессе занятия специалисты чередуют различные виды деятельности, сменяя друг друга.
Родители на практике осваивают методы и приемы обучения своих малышей, а ребенку занятия дают возможность узнать свои сильные стороны, выработать адекватное отношение к результатам своей деятельности, к собственным успехам и неудачам. В конце каждого занятия специалисты дают родителям рекомендации, объясняют, если они что-то не поняли.
В форме «круглого стола» проходят занятия с родителями по возрастным особенностям развития детей, на которых им предоставляется возможность не только узнать, но и обсудить, как ребенок развивается в том или ином возрасте, в какие игры с ним лучше играть, на что обратить внимание прежде всего.
При необходимости для участников проекта организуются групповые и индивидуальные консультации психолога-педагога, социального педагога, врача-педиатра и юриста. Среди таких консультаций, например, «Организация прогулки с ребенком», «Игрушки: какие выбрать своему ребенку», «Детская агрессивность: причины возникновения и пути коррекции» и многие другие. На таких консультациях родителям объясняют, что делать, если ребенок постоянно дерется с другими детьми, кусается, как научиться сдерживать себя, чтобы не кричать на своего ребенка и не допускать применения физической силы. Это очень важно, так как организаторы проекта стремятся научить мам и пап справляться с проблемами воспитания своих детей САМОСТОЯТЕЛЬНО, используя полученные знания.
Мероприятия в рамках проекта
Достичь быстрых и эффективных результатов можно только при высокой мотивации самих родителей, поэтому организаторы проекта «Ступеньки» выступают с ними в роли «добрых наставников», а не «строгих учителей» — в программу проекта входят не только развивающие занятия, но и различные мероприятия.
Игровые, праздничные, развлекательные и прочие мероприятия проводятся, как правило, один раз в месяц. Это посещение детских центров, музеев, театров и парков, семейные фотосессии и совместные просмотры мультфильмов.
Результаты проекта
По результатам проведенной работы организаторы проекта «Ступеньки» проводят среди родителей анкетирование. У «выпускников» сентября 2016 года оно показало, что 86% повысили свои знания в дошкольной педагогике и психологии, 90% детей улучшили показатели по школьной успеваемости, и наконец, 100% родителей оставили положительные отзывы об участии в проекте и его пользе.