Технология коллективного создания мультфильмов с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации, возникла сравнительно недавно, но уже успела подтвердить свою эффективность. Методика, которая изначально использовалась для реабилитации детей, в настоящее время расширила свои границы и применяется в сфере образования и развлечения.
В основе технологии Мульттерапии лежит коллективное создание анимационного фильма. Весь процесс курируется профессиональным психологом, который разрабатывает специальный подход к каждому участнику терапии, а также профессиональным аниматором и педагогом-координатором, которые обеспечивают личностный подход к каждому участнику процесса.
Мульттерапия – лечить, обучать, развлекать
В 2008 году Санкт-Петербургская анимационная студия «Да» начала заниматься созданием мультфильмов с тяжело больными детьми, которые находились на длительном лечении. После нескольких пилотных занятий стало понятно, что совместная работа над мультфильмами – рисование, анимирование персонажей, запись звука и воплощение в жизнь собственных сценарных задумок, играют важную роль в психологической поддержке детей, которые оказались в непростой жизненной ситуации. Именно тогда и зародилась идея использовать анимационную деятельность в качестве средства для реабилитации.
В 2010 году Национальный детский фонд разработал методическое обеспечение этой практики в виде методических рекомендаций по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Дальнейшее развитие компьютерных технологий и их доступность создали условия для появления такой практики. Сейчас она интенсивно развивается, поскольку несет в себе огромный потенциал и с успехом используется в различных сферах работы с детьми, постоянно расширяя границы своего использования.
В процессе создания мультфильмов дети нарабатывают множество знаний и умений:
- творческие
- ценностно-смысловые
- общекультурные
- коммуникативные
- учебно-познавательные
- начальные профессиональные
- организационно-трудовые
- информационные
- компетенции личностного самосовершенствования
Многообразие приобретаемых компетенций делает эту практику универсальной. Уже существует опыт работы с самыми разными группами детей и опыт достижения самых разнообразных целей. В настоящее время можно говорить о том, что анимационная деятельность с детьми является не только мощным терапевтическим средством, но и образовательным инструментом, а также новой формой проведения досуга.
На сегодняшний день методика активно используется:
- для художественного и эстетического развития всех детей;
- для раннего развития детей от 1.5-7;
- для реабилитации и творческой социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (мульттерапия);
- для получения предметных знаний в образовательном процессе всех детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями;
- для профессионализации и профориентации художественно одаренных детей;
- для умного и полезного развлечения всех детей;
Почему мы рисуем мультфильмы?
Существует несколько причин, по которым в качестве терапевтической и реабилитирующей методики было выбрано создание мультфильмов.
- Создание анимации, как новый вид арт-терапии, объединяет сразу несколько видов искусства: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, музыку, литературу, театр, работу с сыпучими материалами, лепку и анимирование предметов (stop-motion);
- Мультипликация позволяет развивать талант ребенка в различных отраслях, не ограничиваясь одним видом искусства;
- Создание мультфильма – длительный процесс, который требует усилий и сосредоточенности. Целенаправленное движение к решению поставленной задачи позволяет раскрыть талант ребенка;
- Процесс съемки мультфильма – командная работа, которая позволяет ребенку социализироваться и развить свои навыки общения. Ребенок примеряет на себя важную функциональную роль и осознает необходимость взаимодействия с каждым их членов команды;
- Создание фильма – этот процесс освоения новых технологий. Для развития ребенка в условиях научно-технического прогресса владение техникой является необходимой базой для дальнейшего развития. Владение компьютерными технологиями позволяет чувствовать себя полноценной частью современного общества.
Для чего нужны новые специалисты анимационного образования
Сегодня около 300 детских анимационных студий работает в разных уголках России, часть из них объединена в межрегиональную сеть. Тем не менее, еще не у всех детей в стране есть возможность заниматься мультипликацией, поэтому Национальный детский фонд продолжает создавать условия для открытия новых студий в регионах.
Для того, чтобы расширить границы Мульттерапии, Национальный Детский Фонд при поддержке Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Российского союза молодежи, Федерального института развития образования и Ассоциации анимационного кино создало специальный курс обучения, направленный на подготовку новых специалистов.
Участники проекта ежедневно участвуют в вебинарах, которые проходят в режиме онлайн. В процессе обучения слушателям даются все необходимые знания для того, чтобы наработать или усовершенствовать свои навыки в сфере анимации, педагогики и психологии для последующей работы с детьми. Проводится тренинг по открытию детских анимационных студий различного формата и целевой направленности. Упор делается на практические занятия и методическое сопровождение уроков.
Анимационное образование является важным шагом к расширению горизонтов программы. Оно открывает новые возможности для использования уже имеющихся методических наработок в сфере реабилитации, педагогики, бизнеса и «умного досуга». Для того, чтобы как можно больше детей в нашей стране получили возможность заниматься анимацией необходимы новые специалисты, которые обладают всеми необходимыми знаниями в области анимации, образования и психологии.
Наши дети - это люди, которые унаследуют наши культурные ценности, весь наш мир. Анимация, сочетающая в себе разнообразные виды искусства, способна привить представления о прекрасном, сформировать позитивное отношение к миру, научить ребят общаться друг с другом и осознавать важность определенных социальных ролей. В слаженной работе по созданию мультфильма каждый участник процесса является ценным творческим деятелем, вносящим свой вклад в общую картину.
Для того, чтобы каждый ребенок в этой стране смог заниматься созданием мультфильмов, необходимы новые педагоги, которые знают все тонкости работы с детьми в анимационном образовании.