Разобраться в чувствах
Те, кто учился вождению автомобиля, знают: прежде, чем освоить уменье им управлять, вы сначала узнаете, как он устроен. То же самое и с эмоциями. В них стоит разобраться — спектр их огромен, от едва уловимых до бушующих. Но зиждется весь этот «букет» на всего лишь четырех базовых чувствах – это радость, печаль, злость и страх. Остальные переживания и эмоции — оттенки этих основных чувств. Важно уметь их осознавать и научить ребенка делать это— тогда гораздо эффективнее можно управлять своими эмоциями. Так, например, беспокойство, тревога – это эмоции страха. Радость может выражаться как интерес, воодушевление, любовь, доверие. За ленью и апатией может прятаться печаль, а в легком раздражении или сарказме упакована злость.
Без чувств
Большинство взрослых людей в нашей стране на вопрос «что ты чувствуешь?» отвечают: «ничего». Это говорит не об отсутствии чувств, а об эмоциональной безграмотности и потере контакта с этими самыми чувствами, неумении их распознавать, управлять ими, использовать и распоряжаться своим эмоциональным богатством. Во многих случаях это может привести к плачевным результатам, когда неумение справляться с сильными эмоциями ведет к тому, что человек ищет способы их подавить любой ценой. В том числе ценой своего здоровья. Для наглядности можно привести такой неприятный пример – в центрах, где люди лечатся от зависимостей, психотерапия пациентов и восстановление их личности начинается с того, что их знакомят с собственными чувствами, контакт с которыми был когда-то нарушен. Отвержение так называемых плохих чувств, подавление нежелательных эмоций может также привести к мышечным блокам и зажимам, хроническим и острым заболеваниям. Ребенок же, отвергая некоторые эмоции, словно отрицает некую часть себя, своей личности, но она существует и влияет на человека уже бесконтрольно, вызывая болезни, психологические проблемы, диструктивные отношения, компульсивное поведение (нецелесообразные поступки, бессознательно направленные на подавление нежелательных эмоций. Например, переедание или безудержный шопинг), снижая качество жизни. Все чувства нужно уметь распознавать, осознавать, уметь назвать и адекватно проявить их. Этому надо учиться и учить ребенка.
Нехорошее чувство
«Злиться плохо», «не смей обижаться», «стыдно бояться», «фу, как некрасиво плакать» - слыша такие фразы, у ребенка складывается впечатление, что эти эмоции «плохие», и их не должно быть. На самом деле это такой же абсурд, как «левая рука хорошая, а правая плохая, ее не должно быть». Обе руки нужны, равно как и положительные и отрицательные эмоции. Так зачем же нужны «плохие эмоции»?
У страха глаза велики
Страх – это сторож. Он оберегает от опасных действий и дурных поступков. Сохраняет жизнь. Что будет, если перестать бояться? Человек погибнет. Страх должен быть, но важно дать понять ребенку: какой страх «слушать», а с каким следует разобраться. Бояться рычащую собаку и не желать ее гладить правильно, так как агрессивное животное представляет опасность. Бояться задать вопрос учителю – здесь следует помочь ребенку совершить нужное действие, несмотря на страх. «Глаза боятся, а руки делают», что называется.
Печаль – беда?
Нет, не беда. Эмоции грусти наделяют человека способностью глубоко переживать и сочувствовать. Адекватно воспринимать жизненные потери. Слезы помогают освободиться от напряжения, выводят излишки адреналина и токсины. Печаль снижает тонус и позволяет замедлить бег по жизни и задуматься. В этом случае ребенку следует оказать эмоциональную поддержку, утешить, при этом слезы не должны стать инструментом манипуляций. Вы можете обнять, посочувствовать, но ваше «нет» остается «нет». Например, ребенок требует условную «конфету» (планшет до бесконечности, телевизор до полуночи, ведро колы и последнюю версию игры), но вы не намерены ее ему дать. Ребенок рыдает, вы обнимаете его, позволяете выплакаться у вас на груди, ни в коем случае не отказывая в эмоциональной поддержке, ведь ничего плохого нет в том, что он хочет «конфету» и страдает от невозможности ее получить. Утешаете, но конфету не даете. Ни в коем случае.
Злость во спасение
Злиться – можно и нужно. Злость - это защитник и активатор. Если запретить ребенку злиться, то он не сможет постоять за себя, дать отпор обидчикам, защитить себя и близких, отстаивать свои позиции, требовать и добиваться лучшего, стремиться к успеху, соревноваться и побеждать. Даже когда мы откусываем пищу, в процессе участвует трансформированная эмоция злости. Эта подавленная эмоция нередко обнаруживает себя в аутоагрессии, зависимости, кожных, сосудистых заболеваниях, гипертонии, проблемах с печенью и т.д.
Ребенку должно и нужно уметь отстаивать свое человеческое достоинство. Не позволять манипулировать собой, уметь сказать «нет». Одна женщина ругала своего девятилетнего сына. Он смиренно выслушивал ее недовольство, хотя ему это было неприятно. Но он знал, что за дело и терпел. Но в пылу она позволила себе нелестное сравнение в его адрес. Мальчик сверкнул глазами, его щеки налились румянцем. «Ты права, я поступил неправильно, но никто не смеет меня оскорблять!» - сказал он с жаром. Она сразу признала ошибку и порадовалась в душе, что сын готов защищать свою честь. Смог бы он это сделать без злости? Вопрос риторический – конечно нет. Механизм защиты, противостояния, преодоления себя и своих слабостей, спортивная злость и деловой азарт запускают эмоции, также связанные со злостью. По сути запрет на злость – это запрет на жизнь.