Зоны разрешений и запретов
Собственный опыт человек получает через систему определенной свободы, ограничений и запретов.
Представим ежедневную деятельность детей в виде цветовой схемы.
В зеленой зоне находится все, что ребенку разрешено полностью. Например: играть со своими игрушками, брать фрукты со стола и есть их, лежать или сидеть на диване, мыть руки и т.д. Эти действия не обсуждаются и не контролируются. Они уже входят в опыт ребенка. Это — зона разрешений.
В желтой зоне — действия, которые разрешены только при соблюдении определенных правил. Можно взять фрукты их холодильника, но чтобы их съесть, нужно помыть. Можно кататься на горке, но только если рядом кто-то из взрослых, можно брать определенные вещи, но потом обязательно убирать их на место. Можно играть в компьютерные игры, но недолго, можно приводить друзей, но самому наводить порядок в комнате. Ребенку нужно самостоятельно принимать решение о соблюдении правил. Выполнять правила не всегда хочется, но эта зона расширяет детские возможности и прибавляет опыт. Это — зона правил.
В оранжевой зоне — запрещенные действия, но здесь возможны исключения. Нельзя нарушать режим, но можно лечь спать попозже на Новый год или, если папа приехал из длительной командировки. Оранжевая зона дает детям понятие особых условий. Это — зона ограничений.
В красной зоне — то, что нельзя делать никогда. Нельзя открывать окна и вставать на подоконник, пользоваться газовыми приборами, открывать дверь незнакомым людям, одному гулять на улице, нарушать правила дорожного движения, врать. Это — зона полного запрета.
Обиды и конфликты
Усвоение правил далеко не всегда протекает гладко. Ребенку бывает сложно смириться с ограничениями и запретами, поэтому он будет делать попытки обойти их. Эти ситуации обязательно сопровождаются обидами и конфликтами.
Детские обиды имеют свойство накапливаться, что усугубляет непонимание со взрослыми, поэтому запреты и ограничения необходимо проговаривать и объяснять — не допускать неразрешенных конфликтов и обид.
Формула конструктивного общения
Начинать диалог с ребенком нужно с описания своих чувств и эмоций: Я переживала (расстроилась, огорчилась, разволновалась), мне было неприятно (стыдно больно, обидно).
Далее – ТЫ — описание действий ребенка: «Потому что ты не послушался», «Вел себя плохо (подрался, обманул, не выполнил)» и так далее.
Заканчивается разговор конструктивным предложением: «В следующий раз сообщай мне», «Никогда так не делай», «Мой руки», «Решай проблемы словами», «Давай подумаем вместе».
Я+ТЫ = решение
Формула конструктивного общения предполагает уважение чувств взрослого и ребенка. При этом очевидно, что мы все делаем вместе. Дети получают при этом прекрасный опыт действия, уважения и принятия.
Со временем наши дети обязательно дорастут до взрослых и однажды встанут рядом с ними плечом к плечу. При этом они всегда будут понимать друг друга.
Светлана Садовникова
Фото с сайта syl.ru
Знания о значении детства в развитии человека помогают родителям «не терять голову» в те моменты, когда иные воспитательные ресурсы уже использованы. Пройдя тест,вы узнаете, достаточно ли у вас знаний, чтобы правильно воспитывать ребенка.
Пройти тест