С чего начать:
- отдохнуть, когда это возможно, отложив на время дела. Идеальный порядок дома и выжатая мама для ребенка намного хуже, чем бардак, но отдохнувшая мама;
- делегировать задачи. Порой мы берем на себя гораздо больше, чем можем делать и проконтролировать. Мы — живые люди, а не роботы с десятью руками;
- находить ресурсы — то, что приносит удовольствие, например, прогулка, чтение, встречи с друзьями или танцы. Для каждого — свои предпочтения. Внести эти моменты обязательным пунктом в свой режим дня.
Предлагаю еще одну практику для тех мам, которые постоянно чувствуют себя уставшими и опустошенными.
Потребуется лист бумаги, ручка и десять минут.
1) Выберите временной промежуток — день, неделю или месяц — в зависимости от ситуации.
2) Нарисуйте бассейн. Это — уровень вашей энергии
3) Начертите стрелки: направленные в бассейн сверху вниз и те, которые из него выходят.
4) Подпишите каждую стрелку: идущие внутрь — это то, что вас «подпитывает», вдохновляет, расслабляет. Например: массаж, прогулка, рукоделие, творчество, общение с подругой. Вписывайте только те источники, которые сейчас есть в вашей жизни.
5) Сделайте потолще те источники, которые подпитывают вас интенсивно или часто. И тонкой линией — разовые вливания. Нарисуйте столько стрелок, сколько потребуется. Правильного количества нет.
6) Теперь подпишите стрелки, выходящие из бассейна. Это — то, что забирает вашу энергию. Например, погода, совещание на работе, дорога по пробкам домой, затянувшийся конфликт с мамой, беспокойство за успехи сына в школе.
7)Толстые — те, которые забирают много энергии, и тонкие — разовые события. Нарисуйте столько стрелок, сколько потребуется.
8) Теперь взгляните на свой рисунок: что надо добавить в свою жизнь, а что сократить или даже убрать? Займитесь этим.
Далее рассмотрим еще один «кирпич», из которого складывается уверенность в материнстве.
Знание особенностей возрастного периода
- Соня, почему ты опять отвлеклась! Я же тебя просила: помой посуду. Чего ты играешься?
Мы можем бесконечно требовать от четырехлетнего ребенка, чтобы он не отвлекался, делал все сосредоточенно и серьезно, и впадать в отчаяние от мысли «наверное, я плохая мать».
Но суть в том, что ребенок еще не может этого. Произвольность, то есть способность сосредоточенно, усилием воли удерживать внимание, только-только развивается. Для ребенка забавно мыть посуду, делая кашу из мыльной пены и долго размешивая ее ложкой.
Зная разные особенности возраста, можно спокойнее относиться к тому, что делает или не делает ваш ребенок.
Семья как система
Если представить семью как дом, то в нем будет несколько этажей. Верхний – бабушки и дедушки, под ним — родители, нижний – детский этаж. Когда у мамы с папой на своем этаже относительный порядок, согласованная родительская позиция и свои отношения, где они не как родители, а как муж и жена, то и материнство более уверенное. Ощущение, что рядом – супруг, с которым можно поделиться волнениями, интересно провести время, поспорить, и это единство — тоже ресурс для уверенности.
Когда на верхнем этаже спокойно, и не нужно быть мамой для своих стареющих родителей, то это — источник радости и уверенности.
Но в нашей жизни бывают разные периоды. У супругов, как и у детей, случаются кризисы в отношениях, и материнство в такие периоды может ощущаться как спасение: «Я мама, и я побуду с ребенком, он понимает меня лучше, чем муж». От ребенка порой легче и проще ощутить отклик, тепло, любовь. И это – ловушка, потому что ребенок не должен замещать мужа. Важно, хотя и непросто, искать способы и говорить открыто с мужем, возвращать его с Луны, на которую он нередко дистанцируется в период кризиса.
Можно обратиться за семейной консультацией. И проходить кризис, перестраивать отношения, чтобы на всех этажах дома его обитателям жилось интересно, радостно и хотелось развиваться.
Анна Маслова, семейный психолог
Фото с сайта stihi.ru
Эксперты портала «Я-родитель» разработали тест для родителей, который поможет понять, кем видит вас собственный ребенок – другом, тираном или слугой, и что следует изменить в отношениях с ним, чтобы достигнуть взаимопонимания.
Пройти тест