Вопрос специалисту

Как развеять детскую печаль

Как развеять детскую печаль


Многие родители стремятся оградить своих малышей от разочарований и грусти, всеми силами оттягивая этот момент и формируя образ приветливого мира: «В этом нет ничего страшного, не расстраивайся», «Купим новые туфельки», «Возьмём другого щеночка» … И ребенок усваивает, что слезам и печальным вздохам в жизни нет места – надо только радоваться!

Но психологи уверены, что говоря ребенку «Не плачь, возьми скорее конфетку!», родители совершают ошибку, потому что малыш лишается опыта проживания и осознания своих горестей. Такой реакцией на слёзы мы учим детей подавлять негативные чувства и делать вид, что «всё хорошо».

При виде грустного ребенка мамы часто торопятся развлечь его разговорами, песенками, мультфильмами, но так дети не учатся самостоятельно переживать негативные чувства. В момент грусти они будут ждать, что кто-то выведет их из этого состояния.

Задача родителя – не оберегать чадо от негативных эмоций, а научить его справляться с ними. Печаль — одна из самых продолжительных эмоций, она может длиться несколько дней. Печаль многолика: это и молчаливый протест, и смирение, и беспомощность. Надо с этим негативом разобраться.

Посочувствуйте, если можете. И ждите, когда печаль пройдёт. Можно погоревать вместе с малышом из-за улетевшего шарика или растаявшего снеговика.

После того как печаль будет выплакана, нужно будет проститься с ней.

Упражнения для работы с грустью от Виктории Шиманской

В своей книге «Эмоциональный интеллект для детей и родителей. Учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими» психолог высшей категории советует делать следующие упражнения.

Утекай. Предложите ребенку представить, куда деваются его горькие слёзы: просачиваются сквозь землю и собираются сначала в мелкие ручейки, затем в крупные, которые текут в реки, затем – в море, и далее – в океан, где растворятся в огромном количестве воды. Умойте ребенка и скажите, что печаль побежала совершать большое путешествие к океану, где ей станет спокойно и легко.

Сдуваем облачко. Грусть бывает похожа на облачко, которое нависло над головой и сыпет мелкими каплями, и из-за этого ничего не радует. Пусть ребенок представит эту маленькую тучку над головой и попробует сдуть её. Нужно набрать в лёгкие побольше воздуха, задержать дыхание, поднять голову и подуть. Отлетело немного? Надо подуть посильнее. Набираем воздух ещё раз, и ещё, чтобы отогнать облачко подальше.

Альбом ощущений. Печаль всегда разная. В моменты грусти предложите ребенку её описать.

Какая она – колючая или мягкая?

На что похожа?

Она ближе к обиде или к зависти?

Маленькая или большая?

Яркая или блёклая?

Уточнив, как она выглядит, подумайте, в какой части тела она может находиться: рука чешется или соринка в глаз попала? Или она как тяжёлый бант на голове? Теперь убираем её: руки занимаем игрушкой или пластилином, соринку вымываем, бант выкидываем. Грусть на месте, но уже не царапает.

Ловушка грусти. Возьмите коробку, проклейте её скотчем, чтобы ничего из неё не выпало, и поставьте на видное место. Как только случается неприятность – сломалась машинка, каша оказалась невкусной, соскучился по папе – нужно класть эти горести в коробку. Для этого потребуется открыть коробку, приблизить к ней лицо и выговорить неприятные моменты. Можно жаловаться, плакать, повышать голос до тех пор, пока не поймёшь, что печали в коробке. Затем крышку плотно закрыть, а на прогулке выпустить негатив на улицу. Или в окно. Можно оставить горести в коробке на ночь, а утром обнаружить там кислую конфету.

Спиннер грусти. Это упражнение из книги Виктории Шиманской «Где живут эмоции?». Оно учит с помощью игрушки – спиннера – переключать внимание с грусти на радость.

aqerhqerh.png

Из бумаги надо вырезать круг и разделить его карандашом на секторы. Не полениться сделать это при помощи линейки, чтобы было красиво. В каждом секторе написать какое-то приятное дело. Взять обычный спиннер (не так давно он был очень модной игрушкой, и был у всех), приклеить к нему стрелку. Когда будет очень грустно, положить спиннер в середину круга, раскрутить и выполнить то, на что укажет стрелка.

Печаль помогает лучше понять себя: что ранит, а чего не хватает для счастья и для того, чтобы двигаться по жизни дальше.

Анна Сафина

Фото с сайта wallhere.com, fencing.uz

Всем известно о важности подросткового периода, в котором утверждается независимость, формируется личность, вырабатываются планы на будущее - определяется дальнейшая жизнь человека. Данный период имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать родителям для понимания подросших детей. Качество этих знаний можно определить, пройдя тест, подготовленный психологом Викторией Вострецовой.
Пройти тест