Как самооценка ребенка влияет на его жизнь
Ольга окончила школу уже более 15 лет назад. Она успешный менеджер в крупной фармацевтической компании. У нее двое прекрасных детей – старшая дочь Аня, удивительно талантливая девочка, которая мечтает стать профессиональной скрипачкой, и пятилетний Лёня – подвижный, веселый, здоровый малыш. В этом году Аня пойдет в первый класс, но Ольга опасается отдавать девочку в школу. Какое-то время она даже настаивала на домашнем обучении, но мужу все-таки удалось отговорить Олю от этой идеи и настоять на своем: школа – важнейший этап в жизни каждого человека, где он не столько получает знания, сколько учится общаться с ровесниками и взрослыми людьми, пробует заводить друзей, справляться с трудностями. Мужу удалось уговорить Олю отвести дочь в школу. Однако молодая мама очень обеспокоена тем, что Ане будет там плохо. Чем вызвано это волнение?
Дело в том, что свои школьные будни Ольга вспоминает с ужасом. «В школе я была изгоем, каждый будто считал своим долгом самоутверждаться в глазах одноклассников за мой счет: мне могли написать что-нибудь обидное на стуле, прилепить жвачку к волосам, испачкать одежду. Все десять школьных лет я старалась просто быть незаметной и ждала, когда же я, наконец, закончу школу».
Два раза родители переводили Ольгу в другие школы, но унижения не прекращались. Каким-то образом девочка, не привлекающая к себе внимания, оказывалась предметом насмешек среди сверстников. Сейчас, будучи взрослым человеком, Оля очень переживает, что дочь может повторить ее историю.
На самом деле, причиной для издевательства может послужить все, что угодно: очки, маленький рост, особенности дикции, прически, походки, лишний вес, немодная одежда. При желании найти подобные особенности можно абсолютно у каждого ребенка. Однако объектом издевок, проявления жестокости становятся далеко не все.
Почему одни дети являются лидерами, а другие изгоями? Как предотвратить возникновение конфликтов в школе?
Ответы на эти вопросы нам дала психолог Лилия Зайцева: «Ребенок не принимается взрослыми и сверстниками тогда, когда он сам не умеет выстраивать коммуникацию с окружающими. Почти наверняка это неумение связано с одной из двух причин: либо у ребенка сильно занижена самооценка, либо, напротив, сильно завышена. Ребенок может вступать в конфликт со старшими, им могут быть не довольны учителя и директор, одноклассники могут вовсе с ним не общаться. В таком случае родителю следует задуматься: возможно, вы не уделяете должного внимания формированию адекватной самооценки у своего ребенка».
Неприятие ребенка в семье занижает его самооценку. Можно уверенно утверждать, что самые задиристые дети в классе – это именно те, кто больше остальных чувствует неуверенность в себе. Уже в детском саду можно заметить маленьких детей, которые начинают поколачивать ровесников, подростки же «забивают стрелки» с целью отомстить, наказать того, кто особенно задевает самолюбие. Психологи считают, что таким способом человек уже с самого раннего возраста пытается доказать себе и окружающим, что он может со всем справиться, у него все получится, он не хуже остальных.
Дети с заниженной самооценкой могут быть и достаточно пассивными, часто они стараются быть незаметными. И это другая сторона той же проблемы. Ребенок замыкается и не идет на сближение с одноклассниками, что еще больше обращает на него внимание сверстников, а страх постоять за себя и уход от решения конфликта все больше и больше провоцирует других детей на обидные действия.
Обратите внимание: и самые активные и злостные обидчики, и самые замкнутые и «забитые» тихони – представители одного «лагеря» неуверенных в себе детей. Почему самооценка может быть занижена? Скорее всего, это значит, что дома ребенку говорят: «Ты плохой», «Ты не сможешь, у тебя ничего не получится», «Бестолковый», «Посмотри на остальных и на себя». «Если маленькому человеку говорить, что он дурак, он к этому привыкнет. И непременно будет ощущать себя дураком всю оставшуюся жизнь», - считает Лилия Зайцева.
Однако часто бывает так, что взаимоотношения между родителем и ребенком очень теплые, доверительные и нежные, но в классе ребенок все равно одинок. «Ваня, а у тебя в школе есть друзья?», - спрашивает сына обеспокоенная мама. – «Нет, мне с ними не интересно», - отвечает Ваня. И в этом случае мы имеем дело с обратной ситуацией – завышенная самооценка. Возможно, ребенка перехвалили в семье, избаловали вниманием и заботой, и теперь он неосознанно возносит себя, поэтому общение со сверстниками не складывается. И именно родители воспитывают в ребенке эти чувства по отношению к другим.
По сути, что происходит, когда у человека завышена самооценка: он считает, что для него ни в чем нет преград, ему все доступно, пусть он и не самый лучший, но лучше многих. С этим чувством вседозволенности ребенок попадает в школу, становится частью общества, где он непременно столкнется с какой-либо неудачей: кто-то лучше решает примеры, кто-то выразительнее читает стихи, кто-то быстрее бегает, кто-то больше нравится девочкам и пр. В семье ребенок привык получать все, что ему хочется, а в школе так не получается. Он начинает раздражаться, подавляет в себе агрессию, молча злится на других и сам начинает избегать общения, которое в любой момент может задеть его самолюбие. И чувствует себя обиженным, отвергнутым, одиноким.
Именно поэтому каждому родителю следует обучать ребенка адекватно оценивать свои силы, выявлять свои недостатки, анализировать свои поступки и, при желании, совершать «работу над ошибками».
Ольга рассказала нам, что ее самооценка действительно долгое время была сильно занижена: она жила в малообеспеченной семье и стеснялась этого. Будучи взрослым самодостаточным человеком, Оля отмечает, что даже сейчас, оказываясь в новом коллективе, она подсознательно «выискивает» человека, который мог бы стать потенциальным обидчиком, и, как еж, «ощетинивается» против него. Конечно, Ольге необходимо поработать над повышением своей самооценки, а за будущую первоклассницу Аню можно не волноваться - она отлично ладит с ровесниками, значит, в школе у нее появится много новых друзей.
Родителю всегда нужно помнить следующее: если дома ребенок чувствует себя комфортно, если взрослые помогают ему справиться со сложностями, поддерживают в любых начинаниях и настраивают на положительный результат, то с самооценкой все будет в порядке и сложностей во взаимодействии со сверстниками и с преподавателями возникать не будет.
Мария Княжер