Вопрос специалисту
Мальчишки и девчонки – взаимоотношения в подростковом возрасте

Мальчишки и девчонки – взаимоотношения в подростковом возрасте

Мальчишки и девчонки – взаимоотношения в подростковом возрасте


Возраст от 11 до 17 лет – пора первых экспериментов с отношениями и период гормонального взрыва — поведение тинейджеров во многом обусловлено именно этим.

Романтические отношения связаны с растущим интересом подростка к своему телу, внешнему виду, возможностям. Чувства приводят к более глубокой способности заботиться, делиться, сопереживать, учат понимать себя и другого человека. Влюбленные подростки пытаются анализировать коммуникационные ошибки и корректировать свое поведение. Этот этап развития так же важен, как и любой другой, и так же необходим.

Отношения между парнями и девчонками традиционно вызывают у родителей тревогу, так как дети еще не способны брать ответственность за свои поступки. Нередко такое положение приводит к родительскому контролю, порой нарушающему все мыслимые границы. В ответ подростки становятся неуправляемыми и жесткими.

Что делать?

1. Нужно запастись терпением и пониманием. Дело в том, что первые отношения имеют особую ценность, и подросток, будь то парень или девочка, будет бороться за них даже с родными. Хоть это и нелегко, но надо постараться дать ребенку возможность совершать свои выборы и ошибки, мягко и ненавязчиво контролируя.

Как не навредить?

Подростки не всегда гладко переживают влюбленность. Первые чувства могут быть глубокими, сложными, болезненными. Родной человек может как помочь, так и оттолкнуть грубостью или невнимательностью, обесцениваем детских чувств. Взрослые знают, что первая любовь быстро проходит, и со временем она кажется незначительной на общем жизненном фоне. И забывают, что для подростка это – целый мир чувств и отношений, открытие значимости другого человека в своей жизни.

Что делать?

Забыть о шутках на тему чувств, иначе ребенок отдалится. Критиковать его выбор или поведение – это ранить.  Стоит бережно относиться к чувствам ребенка. Близкие люди должны оставаться таковыми: выслушать, дать совет, помочь найти выход из проблемной ситуации.

Как не упустить что-то важное?

Дети очень хотят стать взрослыми. У семиклассницы в соцсетях можно увидеть статус «в отношениях», а девятиклассница приходит к школьному психологу с вопросами о любовном треугольнике и изменах. Они хотят внимания, любви, еще не осознавая, что это такое. И страдают, и «чувствовать спешат». Подросткам важно попробовать себя в статусе чьего-то партнера, понять, как ведут себя парни/девчонки в отношениях, что для них важно, а что – нет. Понять это можно методом проб и ошибок, поэтому подростки редко встречаются друг с другом больше нескольких месяцев. Непостоянство в этом случае связано не с безнравственностью, а с подготовкой к реальным отношениям в будущем.

Многие родители пытаются запретить затянувшийся роман сына или дочери, выбирая благовидный предлог, например: «Об учебе думать надо!», но инстинкты сильнее запретов. И тогда, стремясь уберечь чадо от ошибок, взрослые учат «как правильно, без последствий», порой подталкивая к разрушающему поведению и обесценивая любовь.

Что делать?

В чувственной сфере мы в большей степени опираемся на свой опыт и страхи. И да, боимся беременности, зараз, непостоянства своих детей, забывая, что самая действенная прививка от венерических болезней и ранних беременностей — нравственное воспитание. Нужно научить детей испытывать радость от общения, от соприкосновения с душой другого человека, и тогда их отношения будут только с тем, с кем нужно, и тогда, когда нужно.

Как подростки выбирают возлюбленных?

Исключительно волей чувств. Прагматичный выбор, основанный на конкретных качествах, возможностях, способностях, приходит гораздо позже – после всех шишек подросткового возраста. Тинейджеры влюбляются просто так, потому что что-то зацепило, что-то привлекло, понравилось. Подросткам не важен материальный статус семьи избранника, не важен цвет кожи, мысли о будущем – они просто влюбляются. Первая любовь часто недолговечна еще и потому, что через пару лет влюбленные закончат школу, их пути разойдутся, появятся новые друзья и увлечения — все изменится, и отношения — тоже: станут значимыми те, в которых партнеры готовы поддерживать друг друга, вдохновлять расти и развиваться.

Иногда у ребят прослеживается тенденция к выбору симпатии одного типажа, а иногда – наоборот, влюбляются в совершенно разных. И то, и то другое – нормальная ситуация. Второй вариант присущ тем, кто репетирует взрослую жизнь и пытается определиться, с кем наиболее комфортно. Первый вариант распространен либо у тех, кто уже определился со своими предпочтениями, либо у тех, кто подсознательно проигрывает какой-то сценарий – например, находит избранников, похожих на одного из родителей. Такое поведение не требует коррекции, если не мешает человеку жить, особенно когда речь идет о подростковом возрасте – выбор еще тысячу раз может измениться.

В новую любовь ребята уходят с головой, забывая обо всем на свете. Какие синусы и косинусы? Как это – домой в 9 вечера? Подросткам хочется как можно чаще видеться со своим объектом любви. Ходить вместе с ним и в школу, и к репетитору, и в гости, и к друзьям, и даже с собакой гулять.

Задача родителей, чьи подростки активно строят взаимоотношения с противоположным полом, заключается в обеспечении их безопасности. К началу переходного возраста ребенок должен знать о правилах неприкосновенности чужого и своего тела без согласия, а также о юридической ответственности за вступление в половой контакт с несовершеннолетним. Говорить об этом в 16 лет – поздно, нужно вести диалог до того, как гормоны ударили в голову, и появился вон тот одноклассник, без которого жизнь теперь не мила. Эти правила безопасности ребенок должен знать так же, как правила дорожного движения.

Екатерина Головина

Фото с сайта semyabalakovo.ru

Всем известно о важности подросткового периода, в котором утверждается независимость, формируется личность, вырабатываются планы на будущее - определяется дальнейшая жизнь человека. Данный период имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать родителям для понимания подросших детей. Качество этих знаний можно определить, пройдя тест, подготовленный психологом Викторией Вострецовой.
Пройти тест