Вопрос специалисту
Мальчишки и девчонки – взаимоотношения в подростковом возрасте

Мальчишки и девчонки – взаимоотношения в подростковом возрасте

Мальчишки и девчонки – взаимоотношения в подростковом возрасте


Возраст от 11 до 17 лет – пора первых экспериментов с отношениями и период гормонального взрыва — поведение тинейджеров во многом обусловлено именно этим.

Романтические отношения связаны с растущим интересом подростка к своему телу, внешнему виду, возможностям. Чувства приводят к более глубокой способности заботиться, делиться, сопереживать, учат понимать себя и другого человека. Влюбленные подростки пытаются анализировать коммуникационные ошибки и корректировать свое поведение. Этот этап развития так же важен, как и любой другой, и так же необходим.

Отношения между парнями и девчонками традиционно вызывают у родителей тревогу, так как дети еще не способны брать ответственность за свои поступки. Нередко такое положение приводит к родительскому контролю, порой нарушающему все мыслимые границы. В ответ подростки становятся неуправляемыми и жесткими.

Что делать?

1. Нужно запастись терпением и пониманием. Дело в том, что первые отношения имеют особую ценность, и подросток, будь то парень или девочка, будет бороться за них даже с родными. Хоть это и нелегко, но надо постараться дать ребенку возможность совершать свои выборы и ошибки, мягко и ненавязчиво контролируя.

Как не навредить?

Подростки не всегда гладко переживают влюбленность. Первые чувства могут быть глубокими, сложными, болезненными. Родной человек может как помочь, так и оттолкнуть грубостью или невнимательностью, обесцениваем детских чувств. Взрослые знают, что первая любовь быстро проходит, и со временем она кажется незначительной на общем жизненном фоне. И забывают, что для подростка это – целый мир чувств и отношений, открытие значимости другого человека в своей жизни.

Что делать?

Забыть о шутках на тему чувств, иначе ребенок отдалится. Критиковать его выбор или поведение – это ранить.  Стоит бережно относиться к чувствам ребенка. Близкие люди должны оставаться таковыми: выслушать, дать совет, помочь найти выход из проблемной ситуации.

Как не упустить что-то важное?

Дети очень хотят стать взрослыми. У семиклассницы в соцсетях можно увидеть статус «в отношениях», а девятиклассница приходит к школьному психологу с вопросами о любовном треугольнике и изменах. Они хотят внимания, любви, еще не осознавая, что это такое. И страдают, и «чувствовать спешат». Подросткам важно попробовать себя в статусе чьего-то партнера, понять, как ведут себя парни/девчонки в отношениях, что для них важно, а что – нет. Понять это можно методом проб и ошибок, поэтому подростки редко встречаются друг с другом больше нескольких месяцев. Непостоянство в этом случае связано не с безнравственностью, а с подготовкой к реальным отношениям в будущем.

Многие родители пытаются запретить затянувшийся роман сына или дочери, выбирая благовидный предлог, например: «Об учебе думать надо!», но инстинкты сильнее запретов. И тогда, стремясь уберечь чадо от ошибок, взрослые учат «как правильно, без последствий», порой подталкивая к разрушающему поведению и обесценивая любовь.

Что делать?

В чувственной сфере мы в большей степени опираемся на свой опыт и страхи. И да, боимся беременности, зараз, непостоянства своих детей, забывая, что самая действенная прививка от венерических болезней и ранних беременностей — нравственное воспитание. Нужно научить детей испытывать радость от общения, от соприкосновения с душой другого человека, и тогда их отношения будут только с тем, с кем нужно, и тогда, когда нужно.

Как подростки выбирают возлюбленных?

Исключительно волей чувств. Прагматичный выбор, основанный на конкретных качествах, возможностях, способностях, приходит гораздо позже – после всех шишек подросткового возраста. Тинейджеры влюбляются просто так, потому что что-то зацепило, что-то привлекло, понравилось. Подросткам не важен материальный статус семьи избранника, не важен цвет кожи, мысли о будущем – они просто влюбляются. Первая любовь часто недолговечна еще и потому, что через пару лет влюбленные закончат школу, их пути разойдутся, появятся новые друзья и увлечения — все изменится, и отношения — тоже: станут значимыми те, в которых партнеры готовы поддерживать друг друга, вдохновлять расти и развиваться.

Иногда у ребят прослеживается тенденция к выбору симпатии одного типажа, а иногда – наоборот, влюбляются в совершенно разных. И то, и то другое – нормальная ситуация. Второй вариант присущ тем, кто репетирует взрослую жизнь и пытается определиться, с кем наиболее комфортно. Первый вариант распространен либо у тех, кто уже определился со своими предпочтениями, либо у тех, кто подсознательно проигрывает какой-то сценарий – например, находит избранников, похожих на одного из родителей. Такое поведение не требует коррекции, если не мешает человеку жить, особенно когда речь идет о подростковом возрасте – выбор еще тысячу раз может измениться.

В новую любовь ребята уходят с головой, забывая обо всем на свете. Какие синусы и косинусы? Как это – домой в 9 вечера? Подросткам хочется как можно чаще видеться со своим объектом любви. Ходить вместе с ним и в школу, и к репетитору, и в гости, и к друзьям, и даже с собакой гулять.

Задача родителей, чьи подростки активно строят взаимоотношения с противоположным полом, заключается в обеспечении их безопасности. К началу переходного возраста ребенок должен знать о правилах неприкосновенности чужого и своего тела без согласия, а также о юридической ответственности за вступление в половой контакт с несовершеннолетним. Говорить об этом в 16 лет – поздно, нужно вести диалог до того, как гормоны ударили в голову, и появился вон тот одноклассник, без которого жизнь теперь не мила. Эти правила безопасности ребенок должен знать так же, как правила дорожного движения.

Екатерина Головина

Фото с сайта semyabalakovo.ru

Отношение ребенка к школе может меняться от ярко выраженного интереса до равнодушия или безразличия. Определить, на каком месте для ребенка стоит саморазвитие и важность обучения, вы сможете, пройдя тест на портале Я-родитель.
Пройти тест