3. Сравнительная похвала. «Ты молодчина, здорово решил задачку, не то, что Петя!» — порой так говорят, чтобы менее успешный ребенок старался, чтобы у него перед глазами был пример.
Здесь возможны и стремление к первенству, и зависть, и разочарование. Отношения с людьми строятся не на интересе и уважении особенностей каждого, а по принципу соревнования – кто лучше, красивее, успешнее и т. д. Путь этот тупиковый: мало самого человека, его личности, нужна шкала соответствия.
Как хвалить?
Хвалить можно и важно. Мы можем выразить радость от поступка ребенка, озвучив свои чувства.
- Здорово, мне очень нравится, как ты нарисовала эту открытку!
То есть мы не говорим: «Молодец!», а произносим: «Да, у тебя здорово получилось» —хвалим не самого человека, а то, что он хорошо сделал.
Бывает, ребенку нужно не наше «Молодец», а внимание:
- Мам, смотри, как высоко я забралась! – кричит дочка.
В голове вертится: «Да, молодец», но останавливаю себя:
- Ух ты, я вижу, ты очень довольна собой!
А как же быть с самим человеком — с его внешностью, характером? Ведь хочется сказать ребенку, что он красивый, умный, добрый... И для развития это важно — ребенок формирует представление о себе из обратной связи значимых людей. И отзеркаливание родителей для него необходимо.
Во всем нужен баланс и подходящая форма. Можно сказать дочке: «Ты — моя красавица!» искренно, с любовью. Или похвалить: «Какая ты помощница – аккуратно подмела, спасибо тебе!», «Ты такая добрая, заботливая». Чем больше в похвале деталей, тем результативнее она будет.
Всегда уместны просто разные ласковые слова: «Ты моя золотая, ты моя хорошая», когда похвала переплетается с радостью от того, что ребенок просто есть. И он положит это в копилочку представлений о себе.
Про красоту, кстати, мы с моей четырехлетней дочкой устраиваем маленькие беседы.
- Мам, а я красивая? – спрашивает Соня, смотрясь в зеркало.
- Да, Сонюшка, ты красивая! И кстати, красота – как думаешь, она только внешняя — в кудрявых волосах и красном платьице?
- Наверное, нет.
- А может быть красивым человек, который постоянно ругается, кричит на всех, пинает ногой кошку?
- Нет, он злой и некрасивый…
- Да, он поступает некрасиво. И пусть даже наденет самое прекрасное платье – его сердце злое, и лицо недоброе, и потому…
- …он не будет красивым.
Примерно в таком русле мы расширяем понятия о красоте, доброте и других добродетелях.
Поделюсь практикой:
Вспомните, как вас хвалили в детстве. Нарисуйте табличку из 6 столбиков, в первом запишите эти фразы.
Какие чувства в вас вызывали эти слова? Напишите во втором столбике.
Как похвала повлияла на вас, на то, какой вы сейчас человек? – в третьем.
Что сейчас чувствуете, когда читаете эти слова? – в четвертом.
Какие фразы вы говорите ребенку? – выпишите в пятом столбике.
Какие из них вы хотели бы заменить? Напишите новые фразы в шестом столбике.
Искренняя похвала – важная основа для того, чтобы ребенок умел замечать хорошие стороны и в себе, и в других людях, но нельзя забывать об объективности и адекватности!
Детский и семейный психолог Анна Маслова
Фото с сайта medaboutme.ru
Наверняка, у вашего ребенка есть друзья. У кого-то их меньше, у кого-то больше, но так или иначе компания, которая окружает человека, влияет на него. Велико ли влияние друзей на вашего ребенка? А может быть, для него важнее ваше мнение? И не растворяется ли во влиянии окружающих личность самого ребенка? Ответить на эти вопросы поможет наш тест.
Пройти тест