– Тебе же до каникул нравилось ходить в школу!
– Ага, только часы между ходьбой туда и обратно такие противные...
Из антологии школьного юмора
В Море пестрых букетов, белых бантов, загорелые, трогательно заспанные детские лица… Наконец, затихло эхо знакомых напутственных речей – директора, завуча, кого-то еще очень значимого в школьной табеле о рангах. Под бравурное "В первый погожий сентябрьский денек" детвора отправилась "под светлые своды" грызть гранит общеобразовательных наук. Все, учебный год начался. То-то и оно, что только начался, вздохнет большинство мам и пап: вслед за праздничной линейкой потянется череда учебных будней, к которым нужно адаптироваться. А это совсем непростая задачка, в какой бы класс не шел ребенок.
В принципе все очевидно: дети переживают примерно то же, что и мы при выходе на работу после отпуска, только более эмоционально. Кстати, "предотпускной синдром" (тревожность ожидания отдыха) знаком и им. Так что родителям не стоит забывать об этих "плановых" психофизических стрессах школьников – в июне и сентябре, – вызванных радикальной сменой жизненного уклада. Конечно, каникулярная перестройка детской психики, да и организма в целом, на волне радостного предвкушения, так сказать, вольной воли происходит сравнительно быстро и просто. Но вот попытка вновь включиться в учебный процесс дается труднее: срок адаптации порой составляет полтора месяца. И тут поддержка и внимание взрослых – серьезное подспорье.
Желая минимизировать нагрузки этого периода, прежде всего нужно принять во внимание некоторые объективные закономерности. Так, дети более чутко, чем взрослые, воспринимают естественные природные изменения – смену погоды, укорачивание светового дня. Плюс переход от практически безграничной активности, доступной на каникулах, к ситуации, когда ее, активность, поневоле приходится резко свернуть. Ответная реакция – повышенная утомляемость, рассеянность, депрессивные проявления вроде подавленности, нервозности, раздражительности и проч. Что с этим делать? Строго говоря, отнестись с пониманием, проявить терпение и собственное умение сохранять спокойствие. Нет, о всепрощении и расхолаживании речь ни в коем случае не идет. Просто имейте в виду, что понукания типа «учеба только началась, а ты уже лоботрясничаешь, ничего не хочешь делать» только загонят ситуацию в тупик. Эффективнее придерживаться политики разумных поблажек.
- определенно стоит уменьшить нагрузку, отложив по обоюдному соглашению дополнительные занятия (в кружках, секциях, c репетиторами) до октября-ноября;
- не спешите возвращать более строгий режим жизни, тем более что объективно нагрузки в школе еще невелики. Разрешайте ребенку чуть больше играть, смотреть телевизор или слушать музыку;
- в начале осени полезно провести курс витаминной терапии для укрепления иммунитета (разумеется, подобранный педиатром). Он позволит свести к минимуму риск реальных проблем со здоровьем, ну а признаки "воспаления хитрости" вы наверняка распознать сумеете.
Еще раз напомним: проявить лояльность и позволить ребенку манкировать школу – разные вещи, и грань вы должны установить четко. Например, заключив соглашение такого содержания: "Мы прекрасно понимаем, что тебе сейчас тяжело, и, конечно, во многом готовы пойти навстречу. Но учеба – твоя обязанность, и попытки саботировать ее не пройдут".
Теперь относительно моментов субъективного характера, то есть об эмоциональном фоне сентября. Для большинства школьников он чаще всего неоднозначен и зависит от многих факторов: сколько друзей в классе, как складываются отношения с педагогами, какие требования в вопросах успеваемости предъявляются к ребенку, насколько он им может соответствовать и прочая, прочая... До конца в этом переплетении ожиданий и возможностей разобраться, безусловно, сложно и, по большому счету, это в компетенции профессионального психолога. Однако увеличение доли позитива – в родительских силах. Способ все тот же: понимание.
Специалистами подмечено, что зачастую начало учебного года омрачают ситуации расставания: с друзьями по лагерю, дачной компанией, бабушками-дедушками. Даже в каком-то плане с родителями: там, на море, были постоянно вместе, а теперь вновь целый день мамы и папы рядом нет. Естественно, своеобразный эмоциональный вакуум со временем исчезнет, ребенок окунется в новую среду и привыкнет к новым формам общения, но почему бы не ускорить процесс, сгладить дискомфорт уже теперь? Вот один из сценариев.
До сих пор смены в лагерях заканчиваются костром, задушевными беседами и воспоминаниями о том, что было хорошего. Нечто похожее можете устроить и вы, собравшись с семьей и друзьями если и не на пикник, то дома за празднично накрытым столом. Рассматривая летние фотографии и сувениры, делясь впечатлениями об отдыхе, обсуждая планы на грядущие каникулы, вы поможете ребенку мягко попрощаться с каникулярной порой и настроиться на новый период жизни.
Кстати, о будущем. О том, что лето не бесконечно, деликатно напоминать ребенку хорошо бы уже с августа. Скажем, так: "Ты так отлично помогал дедушке в саду! Теперь ты много знаешь о растениях и сможешь об этом рассказать на уроках "Окружающего мира". Или: "Здорово, что мы съездили в Грецию! И какая была замечательная экскурсия на потухший вулкан! Кстати, прекрасная тема для доклада по географии. И фотографии есть". Подобных вариантов можно придумать множество, главное, чтобы в них предстоящее возвращение за парту было окрашено в позитивную летнюю тональность.
И еще несколько слов о правильном настрое – на этот раз деловом. На отношение к учебе у младших школьников, особенно у первоклашек, огромное влияние имеет контакт с учителем. Он непременно должен стать для ребенка значимым взрослым, то есть не меньшим авторитетом, чем вы. А потому ни в коем случае нельзя при ребенке обсуждать педагога, а уж тем более осуждать, даже если в чем-то вы с ним не согласны. Иначе не удивляйтесь, что делать уроки ребенок будет кое-как и отметки принесет соответствующие. Впрочем, дело не только в "неудах" как таковых. Как показывается подавляющее большинство психологических исследований, дети относятся друг к другу с оглядкой на оценку учителя. Это потом, в подростковом возрасте, им будет все равно, двоечник или отличник Петя, главное, что он отличный друг и лучше всех играет на синтезаторе. А в младших классах, если Петя "опять схватил "пару", уважение одноклассников, скорее всего, ему завоевать будет сложно.
В средней школе складывается иная система ценностей, в которой решающую роль играет отношение ребенка к учебе. Он должен понимать, что делает очень важное дело: важное и для него самого, и для вас. На этом нужно акцентировать внимание, при этом аккуратно корректируя приоритеты. Можно попробовать такую тактику: "Отлично, что тебе так нравится алгебра с геометрией, и ты стремишься попасть на районную олимпиаду. Но ты же понимаешь, что математик не может быть неграмотным, как-то несолидно иметь "тройку" по русскому". Тут будьте готовы встретить неприятие, например услышать критическое мнение об учителе. В подростковом возрасте это естественно, так что придется проявить дипломатию, причем аргументированную: "Новый историк, может быть, и чудаковатый, но он окончил университет с золотой медалью, так что наверняка готов рассказать вам много интересного по истории".
Со старшеклассниками, для которых не за горами ЕГЭ и экзамены в вуз, тем более стоит вести диалог на равных и даже предложить компромисс: хочешь ходить в рваных джинсах – ходи, если тебе так удобно, но по химии и биологии, раз уж ты нацелен поступать на медицинский факультет, должно быть "пять". И пусть вас не пугает, что взрослеющий отпрыск получит выговор от классного руководителя за внешний вид – подобные проблемы он научится разрешать самостоятельно. Зато вполне можете рассчитывать, что с самого начала учебного года сын или дочь будет стараться получить нужные знания. Хотя бы ради того, чтобы не потерять ваше доверие.
Наталья Волхонская
Благодарим за помощь в подготовке материала Антона Сорина,
практикующего детского психолога психологического центра "На Волхонке".