Вопрос специалисту

Подросток замкнутый, отчуждённый, не хочет ничем заниматься

Подросток замкнутый, отчуждённый, не хочет ничем заниматься

Добрый вечер! Я старшая сестра девочки-подростка 13 лет, зовут ее Виктория. После долгих разговоров и обсуждений с родителями решили обратиться к вам с нашей проблемой. Проблема заключается в замкнутости моей сестры. Лет до 7 она была общительным, любознательным ребенком. Ей очень нравилось ходить в школу, уроки делала за 15 минут. Занимается волейболом с 9 лет. Все изменилось с того момента, когда в наш класс перевели девочку, до нашего класса она училась еще в двух школах, у нее проблемы с поведением и общением с одноклассниками, наш класс не стал исключением, и произошел неприятный конфликт, в котором оказалась наша Вика. После выяснений причины инцидента и обстоятельств, Вика выступила как пострадавшая сторона. Так как сестра моя очень вежливый и сердобольный ребенок, после принесенных ей извинений она, естественно, простила и начала дружить с этой девочкой. Дальше все стало хуже... Начались проблемы в общении между детьми в классе, где инициатором всех стычек выступала "новенькая". Виктория у нас учится хорошо, оценки по всем предметам высокие, но пропало желание учиться, да и в принципе ходить в школу, увлечение волейболом тоже ухудшилось. Разговаривали с классным руководителем, педагогами, но никто не смог помочь с решением постоянных конфликтов в классе. Я настояла на переводе сестры в другую школу. После перехода в другую школу стало немного лучше, но проблема в том, что она стала отчужденной и, самое страшное, что она считает отстраненность и игнорирование со стороны сверстников нормальным, приемлемым состоянием. Причем она сама создает вокруг себя защитную стену, через которую к ней не могут "достучаться" сверстники. Нынешние одноклассники очень хотят общения с ней, но она замыкается и говорит, цитирую: "Будет лучше, если вы не будете обращать на меня внимание "- со слов одноклассницы моей сестры. У Виктории появилось множество комплексов, я понимаю, подростковый возраст - это тяжело, но комплексы не аргументированы, по просьбе навести истинную причину того или иного комплекса, она говорит: "Я не знаю, что ответить, но я такая, как есть, и я знаю, что во мне все не так". Замкнутость - это не единственная проблема, что проявилась, она не хочет ничем заниматься. Была капитаном волейбольной команды, на данный момент не хочет никуда ходить и ничего делать, общаться и гулять с друзьями выходит только после уговариваний с моей стороны или стороны родителей.Всю эту ситуацию и появившиеся проблемы мы, конечно, излагаем со стороны взрослой точки зрения. Помогите разобраться или подскажите, как интерпретировать проблему подростковой замкнутости.

Анастасия

Анастасия, здравствуйте!

В первую очередь, я рекомендую обратиться за очной консультацией к психологу. Специалист всегда задаст дополнительные вопросы, чтобы лучше понять картину. Часто мы сталкиваемся с трудностями, которые сложно решить самостоятельно, какими бы знаниями мы ни обладали.  

На нашем Портале вы можете найти адреса и контакты бесплатных психологических служб в вашем городе - https://www.ya-roditel.ru/map/.

Снижение интереса к учёбе и старым увлечениям, замкнутость, напряжённость, неприятие себя – всё это очень характерно для подросткового возраста. И тем не менее, несмотря на «нормальность» таких процессов, игнорировать их тоже не стоит.

В этот период ребёнок начинает познавать себя по-настоящему. Изучать, что ему хочется (а в большинстве случаев поначалу есть ощущение, что не хочется вообще ничего), что ему подходит, какой он сам. Здесь появляются и сомнения относительно своей внешности, и неуверенность. События, происходящие в жизни, иногда подкрепляют подобные мысли и приводят к ощущению отчаяния.

Сложно сказать, что именно в вашем случае послужило причиной такого перелома в ребёнке. Возможно, пришёл определённый возрастной этап со своим естественными проблемами. Возможно, отношения в школе, в том числе с той девочкой, смогли так повлиять. Возможно, всё наложилось друг на друга.

Мы не можем знать, как именно ваша сестра чувствовала себя в общении с новенькой, почему оставалась в контакте, что ей это давало. Возможно, ту самую свободу не делать то, что не хочется (к чему так тянутся подростки, и что свойственно нарушителям поведения). А возможно, тогда она ощутила, что «в ней всё не так», сравнивая себя с другими или слушая их слова.

Какие бы ни были причины, с вашей стороны важна очень большая чуткость и аккуратность в выведывании, что сейчас происходит внутри ребёнка.  

Многие изменения говорят и о взрослении. Часто на переходных этапах жизни нам необходимо, действительно, выстроить вокруг себя как бы «защитную стену». Чтобы остаться наедине с собой и разобраться, из чего я состою. При этом важно, чтобы ощущение «во мне всё не так» не оставалось в ребёнке надолго.

В любом возрасте ребёнку важно знать, что дома его точно принимают и уважают любым. Что он может прийти со своими переживаниями, своей болью, и его не осудят, не воспримут рассказанное как ужасную трагедию. Что останутся рядом, на его стороне, обнимут и помогут найти выход. Основное – не оставят, не отвернутся, не станут ругать.

Старые интересы у подростков часто сменяются новыми. Понаблюдайте, что сейчас нравится сестре, что она делает не через силу. Устраивайте совместное времяпрепровождение за тем, что ей интересно. Деятельность поможет навести необходимые мосты.

Ответы на некоторые вопросы, тревожащие подростка, вы можете найти в материале у нас на Портале: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/pogovori-so-mnoyu-mama/.

Постарайтесь сохранить в общении с сестрой дружескую позицию, быть готовой выслушать, но не наседать. Практикуйте разговоры «по душам», в которых каждая может поделить тем, что её волнует. Если ваша сестра поймёт, что вы с ней честны и откровенны, вы её уважаете и доверяете ей, она сможет и сама раскрыться. Когда внутри нас живёт какая-то боль, она требует выхода, но найти нужного человека и атмосферу для этого бывает сложного. Покажите, что вы именно такой человек: интересующийся жизнью сестры, что вам не всё равно и вы готовы просто побыть рядом. Неважно, активно обсуждаете вы что-то или молчите.

Вы сами можете открыться ей по поводу своих тревог. Сказать, что понимаете, как сложно может быть поведать кому-то о чём-то важном в себе, как сложно вообще такое кому-то довериться. Поделиться, что существует подростковый телефон доверия 8-800-2000-122, он бесплатный и анонимный. Но и вы всегда готовы выслушать.

Ребёнок становится более расслабленным, когда понимает, что находится в принимающей и дружелюбной атмосфере. И когда уверен, что не создаёт собой проблем. Но о нём заботятся и хотят лучшего. Доносите до сестры именно такую позицию.

Возможно, сейчас ей и правда необходимо немного углубиться в себя и изучить того человека, каким она остановится. А возможно, ей необходима помощь, но она не знает, куда идти.

Хорошие, тёплые, близкие отношения помогут вам понять, что именно происходит. И найти самый верный выход из сложившейся ситуации.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»