Вопрос специалисту

Как справиться с проблемой воровства приёмного ребёнка

Как справиться с проблемой воровства приёмного ребёнка

В каждой семье наблюдаются случаи детского воровства, несмотря на то что многие мамы и папы заповедь «не укради» вкладывают в головы отпрысков чуть ли не с рождения.

В книге «Если с ребенком трудно» психолог Людмила Петрановская рассматривает девять причин детского воровства, характерных и для домашних детей, и для приёмных. Наказания здесь практически не работают — каждую ситуацию, каждый случай нужно обсуждать.

Причины детского воровства

  1. Несформированное представление о собственности. Ребенок постепенно осваивает понятия «своё» и «чужое».
  2. Безосновательный отказ родителей в реализации желаний ребёнка, например, в приобретении модной одежды или предметов, связанных с его увлечениями; сильное ограничение карманных денег. При таком аскетизме ребенок чувствует себя дискомфортно в коллективе, и очень хочет стать «таким как все».
  3. Подкуп сверстников. Желание иметь друзей заставляет ребят покупать хорошее к себе отношение сладостями, игрушками, всякими безделушками.
  4. Потребность во внимании и заботе. Деньги или купленные на них товары воспринимаются ребёнком как символическое замещение родительской любви.
  5. Желание изменить ситуацию в семье. Ссора/напряжённая обстановка, развод родителей могут спровоцировать воровство — общая проблема, по разумению ребёнка, должна сплотить мать и отца.
  6. Проверка родителей «на прочность». Своим поведением ребёнок спрашивает: «А таким вы любить меня будете?».
  7. Потребность в «острых ощущениях». Высокий уровень тревоги и неудовлетворенности не дают ребёнку покоя.
  8. Безысходность. Подросток может страдать от зависимости, ему могут угрожать или вымогать деньги, но из-за отсутствия доверительных отношений с родителями обратиться к ним за помощью он не может.
  9. Ребёнок пробует границы дозволенного: каково сделать то, что запрещено.

После детской кражи в любой семье поведение ребёнка разбирается, ему объясняются нормы и правила, затем следует наказание. Для большинства домашних детей этих мер бывает достаточно для того, чтобы попытки воровства не повторялись. Чувство стыда становится сдерживающим фактором при повторном желании присвоить чужое. У приёмного ребёнка стыда в подобном случае нет — нет и раскаяния.

В среде социальных сирот воровство — норма жизни. Многие кровные родители подавали своим детям соответствующий пример. Воровство не обсуждалось, не наказывалось, а нередко и поощрялось. Дети воровали, чтобы поесть, получить понравившуюся вещь — другого способа они не знали.

Чтобы справиться с проблемой воровства приёмного ребёнка, нужно докопаться до истинных причин этого поведения, правильно реагировать на каждый случай (в зависимости от мотива) и доводить его до логического завершения.

Разговоры о «своём – чужом» с приемным ребенком практически не велись, поэтому в любом возрасте ему придётся объяснять прописные истины: нельзя присваивать забытые другими детьми вещи и игрушки, поднимать на улице чужие деньги. Найденную вещь нужно постараться вернуть хозяину, как и сдачу при ошибке продавца. Важно формировать у ребёнка внутреннюю установку: «Я не беру чужого!». Личный пример значимого взрослого играет здесь большую роль.

Необходимо учить приёмного ребёнка словесно выражать желания. Например, перед посещением магазина или торгового центра выяснить, чего бы ему хотелось, оговорить сумму, которую родители могут потратить. Стремиться к удовлетворению всех прихотей совершенно не нужно, важно показать, что приёмные родители готовы отозваться на просьбы ребёнка и постараются их выполнить.

Научить приёмного ребёнка привлекать внимание окружающих хорошими поступками. Одним из мотивов воровства является привлечение родительского внимания. В этом случае ребёнку следует объяснять, что его принимают и любят, стараются проводить с ним больше времени, но не всегда получается. Доходчиво объяснять, что обсуждать его достижения и хорошие поступки гораздо приятнее, чем разговаривать о плохом поведении и его последствиях, в том числе о воровстве. Нужно подумать, как дать внимание ребёнку, проанализировать, сколько времени вы проводите вместе и насколько качественно.

Некоторые дети залезают в родительский кошелёк для того, чтобы подтвердить свой статус члена семьи: мама моя, значит, и деньги тоже мои. Или с целью проверить: «Насколько я свой: вернут меня обратно после такого поступка или простят?». Важно объяснить, что родных людей принято радовать, а не огорчать, что в семье должно быть доверие и ощущение безопасности.

Расположение и внимание сверстников приёмные дети нередко привлекают тем, что угощают вкусненьким, дарят какие-то вещички, на что и воруют деньги из родительского кошелька. В разговоре с ребёнком «по душам» выясните, будут ли дружить с ним дети без угощения и подарков. Подведите к мысли, что дружбу купить невозможно. Купленное расположение дружбой не является. Научите ребёнка привлекать внимание сверстников положительными поступками: успехи и интерес к чему-либо могут поднять его статус в коллективе. Помогите ему найти способ заслужить авторитет, поделитесь своим опытом.

Детям, нуждающимся в «острых ощущениях», нужно подобрать соответствующие секции: картинг, паркур, скалолазание.

Если произошла кража, и ребенок под подозрением

  1. Не спешите его обвинять, если он не пойман с поличным. К детям из детского дома нередко бывает предвзятое отношение.
  2. Поговорите, вместе поищите выход из сложившейся ситуации.
  3. Помогите исправить положение, разделите с ребенком ответственность.
  4. Не оскорбляйте ребёнка и не называйте его вором, иначе желания исправляться у него не будет. Огородите ребёнка от публичных разборок.
  5. Не напоминайте о случившемся при любой возможности — эта ситуация отработана.

Для ощущения последствий своего поступка ребёнку необходимо компенсировать нанесённый ущерб. Существует два варианта — отработка и экономия. Полезно вывешивать, к примеру, на холодильник лист с долгом и каждый раз вычёркивать компенсированную сумму. Это позволяет и более чётко прочувствовать проступок и даёт возможность действительно исправить ситуацию.

Процесс перевоспитания ребёнка и формирования у него положительных моральных принципов очень длителен. И весь этот период нужно строго контролировать и свои деньги, и траты ребёнка, и сразу принимать меры.

Анна Сафина

Фото с сайта materinstvo2.com

Комментарии:
CAPTCHA