Вопрос специалисту

Отсутствие друзей у приемного ребенка или История одной девочки

Отсутствие друзей у приемного ребенка или История одной девочки

«В детском доме Таечка была такая общительная, все воспитатели её любили, а в школе друзей найти не может», - жалуется приемная мама Наталья Ульянова. О том, нужны ли приемному ребенку друзья и как помочь ему их обрести, разберем на конкретном примере.

Дружба или социализация?

Родители, у которых за плечами советское прошлое, к дружбе относятся принципиально иначе. Они всегда были внутри коллектива. Все делали вместе – ездили на картошку, играли песни на гитаре у костра, выходили на митинги первого мая. Дружба была, если не культом, то чем-то очень близким к нему. Никто не задумывался, почему так происходит, дружба была данностью. Время идет, сегодняшние школьники совсем другие. Начнем с того, что не все дети нуждаются в компании. Некоторым комфортно в одиночестве. Или с другом, который не учится в этом же классе, не ходит в эту же секцию. Современные родители путают дружбу и социализацию. Да, ребенок должен общаться – поддерживать разговор, попросить о помощи, предложить свою. Но дружба понятие более абстрактное.

Мы спросили у мамы Таи Ульяновой, какими должны быть друзья её дочери. Как понять, кто друг, а кто просто одноклассник?

«Друзей много не должно быть. Ну вот парочка, - пояснила Наталья. – Друзья это те, с кем общаешься после школы. Нужно, чтобы они домой приходили. Всех же домой не приведешь. И чтобы сидели за одной партой».

А потом мы спросили у Таи, какого бы друга ей хотелось иметь.

«У меня есть друг, - ответила Тая, - это наша воспитательница на продленке. Она показывает мне, как вышивать, и мы делаем это вместе. А еще Оля из детского дома. Сейчас мы не видимся, но мама обещала, что мы пойдем к ней в гости на праздники. А в классе мне с девочками не очень интересно, кто-то рисует, кто-то поёт, они об этом разговаривают, а я не умею».

Таким образом мы видим, что портрет «друга» самой Таи и её приемной мамы не совпадает, но оба они имеют право на существование.

«Проблема с одноклассниками у Таи определенно есть, - отмечает школьный психолог, - и это проблема именно с социализацией. Она не здоровается. Когда её просят пододвинуть стул, может просто этого не сделать. Как-то раз девочка из класса упала на ступеньках достаточно сильно, и попросила позвать учительницу. Тая не позвала. Не из вредности, а из-за того, что не поняла, обязательно ей это делать или нет».

Исследуйте корни проблемы

Итак, примем за правило, что дружба, как и любовь – категория близкая к философской.

В истории, которую мы предложили на рассмотрение, ребенок не видит проблемы в отсутствии друзей, проблема очевидна только для приемной мамы. Но что если ребенок хочет дружить, а у него не получается? Первое, что нужно сделать – проработать детскую историю с самого начала. Это у малыша, который вырос в вашей семье с младенчества, все на виду. А что делать, если приемный ребенок появился в семье в уже сознательном возрасте? Для начала нужно выявить, как ребенок общался со сверстниками и другими людьми в детском доме.

Помните, что детский дом – это не школа. Это место, где дети, зачастую разных возрастов, проводят друг с другом и дни, и ночи. Это контакты другого уровня. Здесь встречается воровство, драки, споры из-за внимания воспитателя. Возможно, у ребенка есть травма, связанная с пребыванием в социальном учреждении. Вдруг его обидел человек, которого он считал другом?

Например, у Таи история такая. Она жила в детском доме, который находится далеко от крупных городов. Помимо нее, в учреждении были только дети постарше, в основном, мальчики. Они её не обижали, но и не замечали особенно. Поэтому Тая дружила с воспитателями. Для нее норма иметь старшего друга, и в своей новой школе она этого друга нашла, это педагог в группе продленного дня. Начальное образование Тая получала в сельской школе. В классе она была одна, кстати. Совершенно типичная ситуация для маленьких населенных пунктов.

Когда школьный психолог узнал предысторию, то стратегия стала очевидна. С Таей прорабатывались разные бытовые для школы ситуации. Она и психолог разыгрывали сценки: «Я хочу поиграть с одноклассницей, как её это предложить», «Хочу поделиться яблоком», «Хочу попросить яблоко» и т.д.

Отдельно была проведена работа и с мамой Таи.

«Меня пригласили на утренник в класс, где учится Тая, и я все время наблюдала, как она себя ведет со сверстниками, - вспоминает школьный психолог Светлана Авдеева, - и вот что я заметила. Пятый класс, многие дети пришли без родителей. Мама Таи была с ней. Здесь нет ничего удивительного, она в родительском комитете. Наталья Дмитриевна села рядом с дочкой, сразу отгородив её от остальных девочек. Тая сказала, что не хочет есть торт. Говорила она тихо. Наталья Дмитриевна громким голосом ей ответила: «Тая, ну смотри, все же девочки едят. А ты что стесняешься? Не стесняйся, вот попроси Андрея, пусть тебе передаст кусок». Тая покраснела и уткнулась в тарелку. Лично она вообще ничего больше не сказала за вечер, но мама руководила всеми её действиями и озвучивала все её желания, постоянно повторяя, что Тая очень стеснительная. Этого нельзя делать ни в коем случае. Дети, как губка. Им сказали, что Тая стеснительная – они поверили. Я попросила Наталью Дмитриевну разговаривать с ребенком дома, не пытаться озвучить её мысли и желания».

Что еще зависит от родителей

«Тая училась в классе, где я была классным руководителем всего полгода, пока болела моя коллега, - рассказывает учитель математика Зоя Ильинская, - на уроках она ничем не отличалась от остальных детей. Могла отвлечься, забыть сделать домашние задания, но, в целом, училась неплохо. Она пришла в новую школу уже в пятом классе. Нельзя сказать, что она не смогла влиться в сплоченный коллектив. Коллектива как раз не было. После начальной школы классы переформировали, и многие дети были не знакомы друг с другом. Не могу сказать, что Тая была изгоем. С ней просто не поддерживали близких контактов. Но и издевательств, или еще каких-то сигналов бедствия не было. К тому же, ни я, ни другие учителя не знали, что Тая – приемный ребенок».

Для приемных родителей очень важно найти контакт с учителем. Учитель, или тренер в секции, - это взрослый в лидирующем положении. В большинстве случае, как он скажет, так и будет. Вспомните своё детство? Разве вы не начинали автоматически повторять шутки учителя, или смешные словечки педагога, обращенные против какого-нибудь нерадивого одноклассника?

Поэтому первое, что должны сделать родители – поговорить с педагогом. Объясните, что пережил ваш ребенок. Сразу оговорите, как быть с заданиями, которые связаны с предоставлением личной информации. Приемный ребенок может чего-то не знать о себе. Вряд ли он сможет принести свои фотографии в младенчестве, если его забрали из неблагополучной семьи в четыре года.

Сразу сообщите педагогу о своей позиции относительно тайны усыновления – хотите ли вы, чтобы только классный руководитель знал о семейной ситуации, или готовы пойти на контакт с другими педагогами, обговорите все нюансы.

Стоит напомнить, что не у всех учителей есть опыт работы с приемными семьями. Но с помощью доверительных разговоров и с привлечением специалистов, замещающая семья может помочь педагогу сформировать положительную практику по этому вопросу.

Елена Кононова

Комментарии:
CAPTCHA