Программа «Добрые перемены» в Новосибирске направлена на выявление и сопровождение детей, ставших свидетелями домашнего насилия или пострадавших от жестокого обращения в семье.
Екатерина Паничева, социальный педагог из Мурманской области, поделилась с Я – Родителем своим опытом наставника, или сопровождающего куратора выпускников детских домов
В статье рассматривается проблема онлайн-рисков, динамика их развития и анализ обращений, поступивших от детей и их родителей
В статье рассматривается проблема детских страхов и приводится авторская методика психокоррективной работы в помощь практикующим арт-терапевтам и сказкотерапевтам: введение ресурсного персонажа
Что должен знать педагог ДОУ о здоровье детей и какие меры предпринимать для укрепления детского иммунитета в рамках дошкольного образования? Об этом читайте в новой статье партнеров Я – Родителя
Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного развития ребенка. Как помочь малышам исследовать этот мир и подходить к задачам творчески?
В последнее время из-за развития технологий дети стали меньше читать, что негативно влияет на их интеллект. В статье автор приводит пример того, как привить любовь к чтению с дошкольного возраста.
В статье приводятся результаты исследования представлений педагогов о создании условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста навыков совместной деятельности со сверстниками.
Автор перечисляет причины неудовлетворения основных потребностей, приводит список лиц, склонных к жестокому обращению с детьми и дает рекомендации, как распознать жертву моральной жестокости и оказать ей помощь.
В статье перечисляются семьи в которых дети становятся жертвой физического насилия. Автор дает описание повреждений, указываются особенности поведения жертвы в зависимости от возраста и дает рекомендации, как помочь ребенку в случае, если он стал жертвой насилия.
Об эмоциональном насилии по отношению к детям говорят реже, чем о физическом или сексуальном насилии. Тем не менее, оно может серьезно повлиять на психическое развитие ребенка и быть причиной эмоциональных нарушений.
В статье описываются виды ответственности для лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, даются примеры с указанием соответствующих статей Семейного кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и КоАП РФ.
Статья посвящена профилактике жестокого обращения с детьми и, в первую очередь, предназначена для педагогов и психологов. В статье дается перечень и описание этапов профилактической работы, даются рекомендации для помощи ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения.
Важную роль в развитии и реализации творческих способностей человека играет научно — исследовательская деятельность.
Практический психолог Виктор Пахальян рассуждает о самостоятельности и готовности поступить в ВУЗ, учиться и успешно окончить его.
Рассматривается феномен социальной одаренности, влияние принципов добровольности и вариативности дополнительного образования,  как необходимых элементов в работе с одаренными детьми.  
По мнению автора, родительские представления о рисках связаны не только с физической защищенностью. Огромную роль играет и психологическая безопасность.
В статье приводятся результаты сравнительного исследования семей детей и подростков с органическими психосоматозами и психосоматическими функциональными нарушениями с семьями их условно здоровых сверстников, не страдающими психосоматическими расстройствами.
В статье представлен аналитический обзор зарубежных исследований использования социальных сетей в педагогической практике. Приводится описание социальных медиа как потенциального нового ресурса, обеспечивающего организацию системы взаимодействия учителя и ученика.
В статье излагаются результаты эмпирического исследования, целью которого является выяснение характера взаимосвязи умственных способностей и конфликтной компетентности дошкольников в контексте разных образовательных сред.
В статье на основе исследовательских данных и практики психологического консультирования и терапии показывается высокая значимость родителей в обеспечении психологического благополучия подростка. Описываются типичные особенности и психологические механизмы неблагоприятного родительского влияния.
В статье представлены результаты исследования моральной ориентации подростков. Полученные результаты позволяют выделить определенную возрастную динамику предпочтений моральных суждений, особенностей решения моральных дилемм при разных уровнях мотивации одобрения и мотивации достижения.
В статье проводится анализ применения родителями резких вербальных методов и влияние их на развитие подростка. Данные, полученные при исследовании, могут использоваться в воспитательных программах, чтобы родители узнали, что у крика и оскорблений, как методов воспитания подростков, есть более эффективная альтернатива.
Внимание автора статьи привлекла одна из особенностей современной российской семьи, в которой наметилась тенденция к возрастанию частоты рождения ребенка женщинами старших репродуктивных возрастов. В статье представлены результаты сравнительного анализа родительской позиции матерей подростков.
В статье рассматриваются определение и феноменология прямой и косвенной травли, описываются последствия травли для всех категорий участников. Обсуждаются наиболее распространенные установки педагогов (нормативная, ассертивная, избегающая) по отношению к травле и вытекающие из этих установок способы реагирования.
Целью исследования стало выявление динамики эмоционального отношения к роли родителя у супругов в период до и после рождения первого ребенка. Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения, женской консультации г. Шахты Ростовской области в период с февраля по май 2014г.
Исследование посвящено выявлению стресса у подростков. В данном исследовании применялась методика «инвентаризация симптомов стресса» Т. Иванченко, которая позволяет осуществить самооценку частоты проявлений стрессовых ситуаций и степень подверженности негативным последствиям стресса.
Статья посвящена такому методу психокоррекционной работы с подростками, как Видеотворчество, который начал применяется в психологической науке недавно. Актуальность и популярность кино в современном мире, делает этот метод наиболее перспективным при работе с подростками, попавшими в сложные жизненные обстоятельства.
В работе рассматривается методологический аспект изучения когнитивных феноменов экономической социализации личности детей и подростков; обосновывается модель исследования экономических представлений младших школьников о бедном и богатом человеке.
В работе подробно описываются сказкотерапевтические методы в работе с детьми и подростками, снабженные теоретическим обзором и иллюстративными сказками и из практики авторов.
Данная статья посвящена рассмотрению способов работы детского и семейного психолога с родителями и теми, кто собирается ими стать, по теме «Отцовство».
В статье представлен материал, отражающий проблему исследования ресурсов и рисков подростка как субъекта самоопределения. Показаны основные особенности развитияличности современного подростка.
В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение влияния личностных особенностей родителей на специфику семейных взаимоотношений с детьми, и рассмотрены различные способы коррекции семейных конфликтов.
В статье рассматривается характер влияния семьи на развитие межличностной зависимости и склонности к наркомании и алкоголизму. Целью проведенного исследования было определение различий в межличностной и химической зависимостях в полных и неполных семьях и в семьях с разными стилями родительского воспитания.
«Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов»
14.06.2015 17:29
Ю.В. Зарецкий, В.К. Зарецкий, И.Ю. Кулагина
Статья посвящена исследованию субъектной позиции учащихся разных возрастов: младших школьников, подростков, старших школьников. В статье дано описание основной методики – опросника «Субъектная позиция», его апробации и валидизации.
Статья посвящена рассмотрению структуры понятия школьного климата. Обсуждается необходимость разработки сба6 лансированной модели школьного климата, учитывающего в равной степени три составляющие: структурную, культурную и индивидуальную.
Статья посвящена вопросу использования средств познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено пониманию символического опосредствования в контексте изучения игровой деятельности.
«Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация»
14.06.2015 17:27
Т.Л. Кузьмишина , Е.С. Амелина , А.А. Пермякова , Е.А. Хохлова
В отечественной и зарубежной психологии широко представлены работы, описывающие многообразие типов семейного воспитания. В подобных исследованиях типологии основаны на авторских критериях. В связи с этим практически невозможно вывести единую классификацию стилей семейного воспитания.
В статье представлены история введения в психологию понятия «внутренняя позиция» и те методологические задачи, для решения которых оно было предложено. Дано определение внутренней позиции как целостной динамической системы мотивационно-смысловой и волевой регуляции жизнедеятельности человека.
В статье последовательно обосновывается точка зрения, согласно которой сколько-нибудь системная работа с одаренными в сфере образования оказывается качественно ущербной в том случае, когда не включает собственно социально-психологической содержательной составляющей.
В статье представлены материалы эмпирического исследования, посвя1 щенного изучению специфики интрагруппового структурирования в пер1 вых, третьих и пятых классах.
В статье рассматриваются различные подходы к работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, которые осуществляются в развитых зарубежных странах. Подчеркивается, что для облегчения социализации и адаптации таких детей в России необходимо учитывать опыт всех систем воспитания.
В статье анализируется понятие «семья как социально-культурная ценность», ее приоритет в воспитании детей по сравнению с общественными институтами. Раскрываются научные направления исследований проблемы ценности семьи.
В статье рассматривается развивающее значение игры и причины ее редукции в дошкольном образовании. Подчеркивается, что игра как самостоятельная деятельность в настоящее время подменяется игровыми средствами обучения. Представлен сравнительный анализ игры как деятельности и как формы обучения.
В статье поднимаются актуальные вопросы изучения временной динамики жестокого обращения с ребенком с учетом современных литературных данных. Подчеркиваются размытость соответствующей терминологии, недостаточная определенность возможностей, границ и алгоритмов психологической работы с пострадавшими.
В статье представлено теоретико-экспериментальное обоснование системы дополнительного профессионального образования педагогов для инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
В статье обобщаются результаты социально-психологических исследований классного руководства, выполненные на основе теоретической модели ценностного обмена, разработанной Р.Л. Кричевским. Классное руководство понимается как вид управленческой деятельности педагога, направленной на организацию коллектива учащихся.
В статье обосновывается введение профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства с учетом психологических особенностей целевых групп клиентов. Описывается ситуация с квалификацией специалистов, сложившаяся в нашей стране, международные тенденции деятельности в области защиты прав несовершеннолетних.
«Особенности обыденных представлений молодежи о самоубийцах»
14.06.2015 17:12
И.Б. Бовина, Н.В. Дворянчиков, И.Н. Коноплева
В статье обсуждаются результаты первого этапа исследовательского проекта, посвященного изучению представлений молодежи о самоубийстве. В рамках структурного подхода теории социальных представлений проводится исследование особенностей структуры и содержания социальных представлений о самоубийцах в двух группах молодежи.
В статье представлены результаты исследования психологических особенностей подростков - сирот, проживающих вне семьи и имеющих нарушения социализации на микроуровне. Предполагалось, что дети, с рождения испытывающие тотальную материнскую депривацию, сложно адаптируются к жизни.
Статья содержит обзор зарубежных источников, раскрывающих попытки выявить влияние на население информационных сообщений в СМИ о самоубийствах. Рассматривается возможность возникновения подражающих самоубийств после публикаций в СМИ о суицидальных происшествиях («синдром Вертера»), приводятся данные об увеличении случаев самоубийств после демонстраций в СМИ тематических сюжетов.
В статье рассматриваются понятие личностного реабилитационного потенциала и его компоненты. Описывается сравнительное исследование личностного реабилитационного потенциала в зависимости от степени тяжести и времени возникновения нарушения статодинамической функции у подростков.
В статье представлены результаты эмпирического исследования возрастной динамики изменений репрезентаций родителей и себя у ребенка-сироты в различных условиях альтернативной заботы, их влияния на интеграцию в новой семье. В исследовании участвовало 120 детей-сирот в возрасте от 3 до 11 лет.
Статья посвящена проблеме влияния социально-психологических факторов, в частности особенностей межличностного взаимодействия, на развитие предрасположенности подростков к компьютерной зависимости.
«Осторожно, бабушка!»
14.06.2015 17:07
И.Млодик
В статье известный психолог и психотерапевт, разработавший несколько уникальных программ для работы с детьми Ирина Млодик рассматривает наиболее распространенные заблуждения бабушек, мешающие их внукам осознать, что у них есть родители.
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи процесса самоактуализации у подростков и особенностей их половой жизни. В исследовании приняли участие 148 девушек в возрасте от 15 до 17 лет.
В статье известный психолог и психотерапевт, разработавший несколько уникальных программ для работы с детьми Ирина Млодик рассматривает, как чувство стыда влиеят на жизнь родителей и детей и почему стыд заставляет поступать хуже, а не лучше.
«Психология отцовства»
14.06.2015 17:05
Н.Н.Авдеева
В статье рассматривается современная модель отцовства, проводится анализ материнского и отцовского воспитания. Автор дает ответ на вопросы: способны ли отцы к «материнскому поведению и умеют ли проявлять свою любовь к ребенку.
В данной статье представлены исследования материнского отношения как условия, способствующего формированию неблагоприятной эмоциональной привязанности ребенка к матери. Проведен анализ фактического материала в зарубежной психологии.
«Психологическая консультация — помощь или помеха?»
14.06.2015 17:03
Н.С. Денисенкова, Е.Л. Пороцкая
Взрослые обращаются за квалифицированной психологической помощью нечасто. Одни боятся, что психолог узнает их семейные тайны или поставит диагноз, который отразится на дальнейшей жизни. Другие просто не знают, с какими проблемами следует обращаться к психологу. Данная статья посвящена анализу целей и задач психологического консультирования.
«Когда надо начинать коррекционно-развивающее обучение?»
14.06.2015 17:03
Ж.М. Глозман, Е.Н. Емельянова, С.В. Курдюкова
В статье рассматриваются причины школьной неуспешности подростков и проводится анализ методов игрового характера, которые положительно влияют на состояние высших психиче¬ских функций подростка.
В статье рассматриваются характеристики поведения, свойственные детям с СДВГ: невнимательность, гиперактивность, имупльсивность. Даются рекомендации по приемам воспитания как детей с СДВГ, так и просто невнима­тельных, возбудимых дошкольников.
«Российская лекотека: реальная помощь детям с особенностями развития - 1»
14.06.2015 17:01
В.Н. Ярыгин, А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина, Е.А. Петрусенко, А.И. Чугунова, Н.М. Калдарару
Статья посвящена «Российской лекотеке» – службе психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Эта модель была разработана в 2011 году в рамках программы «Помощь детям-сиротам России».
«Российская лекотека: реальная помощь детям с особенностями развития - 2»
14.06.2015 17:00
В.Н. Ярыгин, А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина, Е.А. Петрусенко, А.И. Чугунова, Н.М. Калдарару
Статья посвящена практике индивидуальных игровых сеансов и групповых занятий в лекотеке. «Российская лекотека» – служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Эта модель была разработана в 2011 году в рамках программы «Помощь детям-сиротам России».
«Российская лекотека: реальная помощь детям с особенностями развития - 3»
14.06.2015 16:59
В.Н. Ярыгин, А.М. Казьмин, Л.В. Казьмина, Е.А. Петрусенко, А.И. Чугунова, Н.М. Калдарару
Статья посвящена практике психологического сопровождения семьи ребенка с проблемами в развитии. Сопровождение включает в себя несколько форм работы: семейные диагностические и совместные игровые сеансы для семьи и специалиста, индивидуальные консультации для родственников, а также работу с группами родителей.
Статья кандидата педагогических наук Э. И. Леонгард посвящена проблеме получения глухими детьми образования. Автор рассматривает проблему с позиции концепции, которая утверждает, что судьбу глухонемого человека определяет не диагноз, а условия его жизни, воспитания и обучения.
Статья посвящена кондуктивной педагогике и кондуктивному воспитанию, основная задача которых - наладить общение с ребенком через соответствующие способы компенсации. Автор анализирует зарубежный опыт кондуктивной педагогики и подробно описывает работу кондуктивных групп.
Интервью с директором центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» Мариной Львовной Семенович посвящено проблемам и перспективам инклюзивного образования в дошкольных учреждениях.
Статья посвящена агрессии в среде дошкольников. Автор анализирует причины проявления вербальной и физической агрессии, психологические особенности детей и выделяет три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий.
Директор Научно-исследователького Центра детской нейропсихологии, кандидат психологических наук Соболева Александра на конкретных жизненных примерах показывает, что такое Синдром нарушения внимания и гиперреактивности. В конце статьи автор дает советы родителям, как они могут помочь ребенку с СДВГ.
В нашей стране СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью – стали диагностировать сравнительно недавно, поэтому вопросов и у воспитателей, и у родителей возникает больше, чем ответов. Доктор медицинских наук, руководитель центра поведенче¬ской неврологии Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург), заведующий кафедрой психосоматики и психотерапии факультета клинической психологии Санкт- Петербургской педиатрической государственной медицинской академии Леонид Семенович Чутко дает ответы на актуальные вопросы.
Родители и школа - сотрудничество или противостояние? Этот вопрос можно назвать вечным. Родители обязаны воспитывать ребенка, школа тоже должна. Казалось бы, и те и другие заняты одним делом, но вот только находятся они по разные стороны баррикад. Как же взаимодействовать этим двум социальным институтам, чтобы максимально эффективно способствовать развитию ребенка.
Насилие не обязательно может быть физическим. Можно унизить ребенка морально, психически, посредством оскорблений или эмоционально холодного, пренебрегающего отношения. Такие случаи более часты и в то же время менее очевидны, чем синяки и ссадины на теле. Только вот раны при таком насилии все равно возникают, но не на теле, а в душе. Что заставляет родителей так относиться к своему ребенку? И как поступать в таких случая, рассказывает клинический психолог Олег Калина.
Хотя различные формы семейного устройства детей-сирот становятся нормой жизни для многих семей, значительная часть из них сталкивается с проблемами, когда ребенок отправляется в школу. В статье подробно рассматриваются трудности, с которыми дети-сироты сталкиваются во время обучения и анализируется роль педагога в процессе обучения приемных детей.
«Методические рекомендации по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения»
14.06.2015 16:48
Подготовлены по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе изучения и анализа отечественных практик профилактики жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения.
Методические рекомендации подготовлены по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и адресованы широкому кругу специалистов: специалистам органов государственной и муниципальной власти, руководителям и специалистам организаций и учреждений, работающих с детьми, работникам социальных служб.
В статье рассматриваются причины проявления агрессии в детcком возрасте. Автор, на основе уже имеющихся исследований, выделяет три источника детской агрессии: семья, сверстники и масс-медиа. Кроме того, в статье дается перечень факторов агрессивности, связанных с внешней средой.
«Насильники поневоле»
14.06.2015 16:46
Анна Варга
Автор статьи - А. Варга, кандидат психологических наук, президент Общества семейных консультантов и психотерапевтов, затрагивает актуальную тему семейного насилия и анализирует поведение участников треугольника «насильник-жертва-свидетель».
В центре статьи – проблемы, связанные с психологической безопасностью в современном мире. В статье рассматриваются основные принципы оказания и организации экстренной психотерапевтической, психологической и психиатрической помощи.
Статья посвящена проблеме адаптации ребенка к условиям детского сада. Автор описывает три степени адаптации и анализирует два важных фактора, влияющих на адаптацию ребенка к ДОУ: качество привязанности ребенка к матери и стиль детско-родительских отношений.

Страницы: 1 По стр.

Если вы специалист и у вас есть статьи или исследования, связанные с тематикой портала, мы с удовольствием их опубликуем. Пишите на editor@ya-roditel.ru