Сексуальное насилие в отношении детей – это очень скрытое, малоизученное (в нашей стране) явление, поэтому даже специалисты, работающие с детьми, порой испытывают неуверенность и неприятные эмоции, когда ребенок рассказывает о том, что с ним произошло, и просит помощи. Реакция взрослого в такой ситуации сходна с реакцией ребенка, ставшего жертвой насилия: «Ну почему это случилось со мной (в нашей школе)?»
Опыт показывает, что часто учителя и администрация школ обвиняют самого ребенка в том, что он стал жертвой сексуального насилия, и стараются избавиться от такого ученика, чтобы он «не оказывал дурного влияния на других детей», переводят на домашнее обучение, настойчиво рекомендуют родителям перевести его в другую школу, словом, «спасают честь школы».
Представьте себе, что ваша ученица обратилась к вам за помощью в связи с тем, что она подверглась сексуальному насилию со стороны неизвестного мужчины по дороге из школы домой. Родителям говорить об этом она не решается, потому что они часто бьют ее за плохие отметки и поведение и, скорее всего, обвинят в случившемся саму девочку.
Такое обращение к вам может произойти в любое время, и чтобы правильно реагировать на раскрытие случая насилия над ребенком и обеспечить ему необходимую поддержку, работник образовательного учреждения (учитель, психолог, социальный педагог, воспитатель) должен быть уверен в правильности своих действий. Для этого необходимо знать, какой вред насилие приносит физическому и психическому здоровью ребенка; уметь распознавать изменения в эмоциональном состоянии ребенка и его поведении, которые могут указывать на то, что ребенок попал в сложную ситуацию; иметь представление, куда и к каким специалистам обратиться.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка или подростка в сексуальную активность со взрослым для получения последним сексуального удовлетворения. Принуждать ребенка или подростка совершать сексуальные действия могут и другие подростки.
Как показывает наш опыт, сексуальное насилие над детьми характеризуется прогрессирующим развитием: начав с наблюдения за тем, как ребенок моется, раздевается, или с разговоров на запретные для ребенка сексуальные темы, с поцелуев, насильник вовлекает его в прямые половые контакты. Однако и первые, «невинные», этапы развития отношений могут вызвать у ребенка чувство вины, стыда, беспокойства и др. последствия и являются не менее травматичными для психики ребенка, как и непосредственно половое сношение.
Широко распространено мнение, что виновником сексуального насилия над ребенком является незнакомый для него человек. Отчасти это так: примерно в половине случаев нападения на детей и подростков вне дома насильник является чужим для ребенка или подростка человеком. 75-80% всех случаев сексуального насилия в отношении детей совершает знакомый, близкий им человек или родственник.
Жертвой сексуального насилия может стать и мальчик, и девочка. Наиболее уязвимый возраст — 8-12 лет, но даже грудные дети могут подвергаться сексуальному насилию.
После того как насилие раскрыто, может создаться впечатление, что все было так очевидно: и насильник вел себя подозрительно, и ребенок мог бы рассказать об этом раньше, и близкие ему люди могли бы давно обратить внимание на появившиеся изменения в его поведении. Однако особенность сексуального насилия такова, что секретность является важным условием его существования. Насильник, чтобы избежать уголовного преследования, различными способами требует от жертвы молчания с помощью угроз, шантажа, подкупа.
Прежде чем рассказать, что может сделать работник образования, предлагаем вам подумать и прояснить для себя вопросы, связанные с проблемой сексуального насилия над ребенком. Ответы на эти вопросы содержатся в брошюре.
Можно выделить три основных задачи, стоящие перед учителем (психологом, воспитателем, социальным работником) в случае раскрытия сексуального насилия над учеником.
Рассказ ребенка о сексуальном насилии, которое совершали с ним, — это тяжкое испытание для тех, кому приходится это выслушивать. Шок, неверие, отрицание, гнев, жалость и отвращение — все это нормальные реакции на такое признание.
Часто первым побуждением учителя или другого лица становится желание отделаться от ребенка, сказать себе, что все это он выдумал, и поскорее забыть. Со всем этим нужно и можно справиться, чтобы оказать необходимую поддержку и помощь ребенку. При этом необходимо учитывать следующее:
Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним сексуальном насилии, в значительной степени внушены насильником:
Маленькие дети считают взрослых могущественными, всезнающими людьми. В случае с сексуальным насилием они часто полагают, что близкие им люди знают о происходящем. Так, 6-летний мальчик на вопрос тети, почему он так долго молчал об ужасном насилии, которому подвергался со стороны отца, ответил: «А я думал, ты знаешь».
Любая форма жестокого обращения с ребенком – это прежде всего психологическая травма, которая затрагивает все сферы функционирования ребенка - физиологический, интеллектуальный, личностный, межличностных взаимоотношений и социальной компетентности. Следствием этих нарушений является формирование в семье, где произошло насилие над ребенком, специфических отношений, особых жизненных сценариев, которые могут существенно повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Специалисты, работающие в интернатных учреждениях, приютах, из личного опыта знают, что дети из асоциальных семей, подвергавшиеся различного рода насилию, отстают в физическом и психическом развитии. У многих детей развиваются т.н. психосоматические болезни - неврозы, аллергические заболевания, а также гастриты, колиты, язвы желудочно-кишечного тракта. Как известно, последняя группа заболеваний является лидирующей в структуре заболеваемости детей школьного возраста, т.о., причина высокого уровня заболеваемости школьников может быть не только в качестве школьного питания, но и во взаимоотношениях: взрослый (учитель или родители) - ребенок.
Самым важным является то, что под влиянием пережитого в
детском возрасте насилия формируется травмированная личность,
характеризующаяся целым комплексом психологических особенностей. И эти особенности легко узнаваемы: низкая самооценка, неспособность добиваться успеха и строить продуктивные взаимоотношения. Такие дети часто становятся козлами отпущения в школе, дома, позднее - в собственной семье, на работе. У одних жертв последствия насилия проявляются в виде агрессивности, жестокости, склонности к саморазрушению, у других - беспомощности, неуверенности в себе, своих силах, страхах. Практически все дети и подростки, пережившие насилие, являются группой риска по девиантному и делинквентному поведению, они сами могут стать насильниками, совершать правонарушения, вовлекаться в употребление наркотиков, проституцию.
Последнюю группу симптомов помогут выявить медицинские работники школы.
Чтобы оказать помощь ребенку, вам нужно знать, кто совершал насилие над ребенком и где это происходило; как относится ребенок к насильнику, если это близкий для него человек; боится ли он сообщить родителям; жалуется ли ребенок на физическое недомогание, боли.
Например, если ученица вам рассказывает, что насилие совершал отчим, а мать не верит и не поддерживает ее, значит, существует реальная угроза, что насилие будет повторяться вновь и вновь. В этом случае вам надо подумать о том, какие меры следует принять для обеспечения безопасности девочки.
Другой пример: ребенок подвергся нападению незнакомого мужчины по дороге из школы домой, но боится сказать родителям, потому что они наказывают его за малейшую провинность. В этом случае вы можете пойти вместе с ребенком к нему домой и объяснить родителям, что в происшедшем нет вины ребенка и продумать вместе с ними, как помочь ребенку справиться с травмой. Таким образом, учителя могут оказать значительное влияние на эмоциональное и психологическое состояние ребенка, подвергшегося насилию. Важно помнить, что роль учителя заключается только в том, чтобы внимательно выслушать ребенка, а не добиваться от него подробностей и не проводить расследование самому. Это дело сотрудников милиции.
В каждой школе приняты свои правила действий при особых обстоятельствах. Мы предлагаем вам алгоритм действий, который был выработан на одном из семинаров, проходивших в Центре «ОЗОН» совместно со слушателями - учителями, психологами, социальными педагогами школ.
Не забывайте о том, что в любом случае ребенок, подвергшийся сексуальному насилию, нуждается в специализированной медицинской и психологической помощи
Помните: если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы должны сообщить об этом соответствующим органам. Согласно Семейному кодексу, должностные лица организаций или другие граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.