Дети, приходящие в новую семью, несут в себе особенности и проблемы семьи предыдущей. Значительное нарушение нормального уклада семьи, жестокое обращение, утрата самых близких людей и многие другие печальные и опасные факторы оставляют глубокие следы в душе ребёнка на всю жизнь. Поэтому важно настроиться на то, что придется сначала решать имеющиеся проблемы своих приемных детей, чтобы иметь возможность плодотворно решать намеченные воспитательные задачи.
Самоидентификация маленького человека
Кровная семья в жизни ребёнка - это его история. Это то, что у него есть, независимо от того, общается он с ней или нет. Невозможно полностью вычеркнуть из детской памяти светлые моменты о матери, даже если она не заботилась о нём. В глазах ребенка родные всегда останутся самыми близкими людьми, какими бы они не были. Поэтому ни в коем случае нельзя высказываться о прежней семье ребенка пренебрежительно.
Если ребенок чувствует, что к его прежней семье относятся уважительно, то ему спокойно и комфортно.
Учёба
У детей из неблагополучных семей наблюдается явное отставание в интеллектуальном развитии, их познавательные способности оставляют желать лучшего.
Ожидать, что приёмный ребёнок быстро освоит учебную программу, получит высшее образование и станет гордостью и надёжной опорой приёмным родителям — не стоит. Такое возможно, но лучше выстраивать свои ожидания и требования так, чтобы они соответствовали ближайшему уровню развития — то есть, чуть выше, чем ребёнок имеет в определенный момент.
Каждый день ребёнка должен придавать ему уверенности в том, что он сможет достичь поставленных целей.
Привычки
Ребёнок принимает то, что видит, как данность и усваивает необходимые для выживания в своей семье привычки, стереотипы, установки.
Приёмным родителям приходится чаще, нежели родным, формировать полезные привычки и бороться с вредными. Следует обратить внимание на следующие моменты:
не рекомендуется работать более чем над 2-3 привычками одновременно: необходимо выбрать наиболее важные задачи и составить план по их реализации;
приступая к искоренению привычки, необходимо разъяснить ребёнку необходимость этой работы. При этом надо постоянно контролировать процесс, затем – периодически, в конечном итоге появится самоконтроль;
каждый успех должен быть отмечен: надо хвалить ребенка за любые, даже незначительные, достижения.
Любую привычку трудно искоренить, если бороться с ней от случая к случаю. Поэтому регулярно обсуждайте «проблему» с ребенком, акцентируйте внимание на его действиях. Всячески ободряйте, вселяя уверенность, что при желании он справится с любыми трудностями, в том числе, с вредными привычками.
«Трудное» поведение
Трудное поведение ребенка - это поведение, с которым трудно именно взрослым. Детям, жившим в интернатных учреждениях, сложно найти себя в новом мире, они привыкли выживать, а не обращаться за помощью, и способы их выживания — те, которые срабатывали в той, «прошлой» жизни.
Если ребенок разбивает свои игрушки о стену, то родители должны убрать их на некоторое время. Если ребенок оставил велосипед на улице, то на следующий день родители должны запретить кататься на велосипеде. Логические последствия должны быть напрямую связаны с определенным поведением. Нельзя запретить ребенку смотреть телевизор, если он оставил велосипед на улице.
Одним из приемов реагирования на нежелательное поведение ребенка является логическое последствие его поступка (разумное наказание). Этот прием помогает детям понять и запомнить связь между их поведением и его результатом.
Недостаточная социализированность приемных детей — проблема, с которой приходится сталкиваться родителям, вне зависимости от возраста ребенка.
Необходимо набраться терпения и всё-всё проговаривать, учить даже самым простым вещам, начиная от самообслуживания, посещения магазинов до навыков распределения собственного бюджета. Не стоит ожидать от ребенка, что он научится этому в процессе наблюдения за родителями.
В воспитании как родных, так и приемных детей не обойтись без терпимости, последовательности, понимания. Только для приёмных этого должно быть больше. Нельзя прибегать к жестокости. Нельзя предъявлять требования, опираясь на свои представления, не учитывая возможности ребёнка. Нельзя упрекать подопечного в том, что он ведет себя не так, как принято в новой семье. Необходимо очень обдуманно высказывать свои претензии, спокойно и благоразумно помогать ребенку исправлять ошибки.
Елена Турлина